Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующей Троценко Ю.Ю.
судей Валиуллина И.И. и Свистун Т.К.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства. В обоснование иска указано, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по адресу фактического осуществления деятельности: адрес, выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 28 октября 2015 г. N 07-405: в нарушение обязательных требований пункта 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в раздевальных (или в отдельных помещениях) не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
Организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части оборудования помещений способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека.
В нарушение обязательных требований пункта 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" отделка стен во всех 6 буфетных, 6 туалетных не предусмотрена допускающей проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств.
Организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части санитарного содержания помещений способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека.
В нарушение обязательных требований пункта 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" мытье и ополаскивание кухонной посуды осуществляется в односекционной, а не в двухсекционной ванне.
Организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части оборудования помещений способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека.
Таким образом, Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан не выполнены требования предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 28 октября 2015 г. N 07-405, что подтверждается актом проверки от 16 мая 2017 г. N 1860.
По выявленным нарушениям в отношении вышеуказанного юридического лица возбуждено дело по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2017 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Просили признать действия (бездействия) юридического лица Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в нарушении обязательных требований пункта 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в раздевальных (или в отдельных помещениях) не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; пункта 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" отделка стен во всех 6 буфетных, 6 туалетных не предусмотрена допускающей проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств; пункта 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" мытье и ополаскивание кухонной посуды осуществляется в односекционной, а не в двухсекционной ванне, незаконными; обязать ответчика выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан просит в апелляционной жалобе отменить его, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Насыкову... поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заведующую Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Дурневу.., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда вышеназванным требованиям не отвечает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок выполнения предписания, которым выявлены нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, на момент принятия решения не наступил.
Между тем судебная коллегия с данным выводом согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьи 10, 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться сапитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 28, 39 названного закона обязывает дошкольные и другие, образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьёй 44 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Из содержания статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы; проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам; составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из материалов дела, на основании акта проверки N 5052 от 28 октября 2015 г. и выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам) в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан вынесено предписание N 07-405 от 28 октября 2015 г.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, расположенного по адресу: адрес 16 мая 2017 г. выявлено невыполнение следующего пункта предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от 28 октября 2015 г. N 07-405: в нарушение обязательных требований пункта 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в раздевальных (или в отдельных помещениях) не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; в нарушение обязательных требований пункта 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" отделка стен во всех 6 буфетных, 6 туалетных не предусмотрена допускающей проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств. Мытье и ополаскивание кухонной посуды осуществляется в односекционной, а не в двухсекционной ванне.
По выявленным нарушениям в отношении заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Дурневой... вынесено предписание N 07-101 от 16 мая 2017 г. В тот же день составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Советскому району г. Уфы РБ от 13 июня 2017 г. Дурнева Н.Г. - заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан признана виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции нарушения санитарно-эпидемиологических требований и санитарных правил, указанные в предписании от 28 октября 2015 г. N 07-405 не устранены.
В силу части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
На основании статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 741 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является - Управление Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за исполнением санитарных норм и правил, обязанность выполнения которых установлена в силу закона.
В силу пункта 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности (контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка) должностные лица Управления имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Кроме того, указанное право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предусмотрено пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Поскольку на момент вынесения решения нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиком в полном объеме не устранены, доказательств устранения выявленных нарушений (соответствующее заключение) ответчиком, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что судом необоснованно отказано в удовлетворении требований истца.
При этом судебная коллегия учитывает, что обязанность по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на дошкольное образовательное учреждение, бездействие ответчика по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения и других граждан, следовательно, является незаконным.
Ссылка в решении на обстоятельство, что срок для выполнения требований предписания на момент рассмотрения дела не истек, не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку право заявителя предъявлять иски в суд не связано с действующим на момент обращения в суд предписанием.
Срок, указанный в исковом заявлении, не находится в причинно-следственной связи с датой, указанной в предписании N 07-101 от 16 мая 2017, не исключает право истца заявлять соответствующие требования в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, предписание N 07-101 от 16 мая 2017 вынесено в отношении должностного лица заведующей дошкольным учреждением, настоящий иск предъявлен юридическому лицу Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Сроки устранения недостатков по предписанию от 28 октября 2015г. в отношении ответчика установлены по указанным выше нарушениям - до 16 и 17 апреля 2017г.
На дату принятия судом решения 28 ноября 2017г. это предписание юридическим лицом не исполнено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым надлежит удовлетворить частично исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 244 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) юридического лица Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения Детский сад N 244 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в нарушении обязательных требований пункта 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций": в раздевальных (или в отдельных помещениях) не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей; пункта 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций": отделка стен во всех 6 туалетных не предусмотрена допускающей проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств; пункта 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" мытье и ополаскивание кухонной посуды осуществляется в односекционной, а не в двухсекционной ванне.
Обязать ответчика выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи: И.И. Валиуллин
Т.К. Свистун
Справка: судья Богомазов С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.