Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Куловой Г.Р. и Субхангулова А.Н.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Газпром нефтехим Салават" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Даутовой А.Р. поддержавшей жалобу, возражения представителя ООО "Газпром нефтехим Салават" Ялышева К.Х, судебная коллегия
установила:
ООО "Газпром нефтехим Салават" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указал, что истец на праве аренды владеет: земельным участком с кадастровым номером N.., общей площадью 880532 кв.м, расположенным по адресу: адрес; земельным участком с кадастровым номером N... общей площадью 3 114 029 кв.м, расположенным по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 14 декабря 2015 года определена в размере 897 658 347,40руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 20 ноября 2015 года определена в размере 3174 596 864,05 руб.
Вместе с тем, согласно отчету ООО "... " от 12 мая 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 14 декабря 2015 года составляет 269 275 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 20 ноября 2015 года составляет 1 057 867 000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 12 сентября 2017 года заявление ООО "Газпром нефтехим Салават" было отклонено.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их реальной стоимости влечет за собой увеличение арендной платы. Тем самым нарушаются права административного истца, как арендатора.
На основании изложенного, административный истец просил суд:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 880 532 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2015 года в размере 269 275 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 057 867 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
административное исковое заявление ООО "Газпром нефтехим Салават" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 880 532 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение очистных сооружений, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2015 года в размере 328 400 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 3 114 029 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение очистных сооружений, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости по состоянию 20 ноября 2015 года в размере 1 072 013 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 14 августа 2017 года.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права в частности при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Оснований для назначения по делу судебной экспертизы для определения кадастровой стоимости земельного участка у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем определение суда от 09 ноября 2017 года о назначении судебной экспертизы подлежит отмене. Судом не принято во внимание, то обстоятельство, что решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 декабря 2016 N... по административному исковому заявлению ОАО "Газпром нефтехим Салават" уже была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... в размере рыночной стоимости по результатам заключения эксперта ООО... ". Таким образом, определением от 09 ноября 2017 года поставлен вопрос на разрешения эксперта, который был уже разрешен в экспертизе ООО "... ". На данный момент кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... составляет 888307000 рублей, что подтверждается справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и письменным ответом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, который имеется в материалах дела. Следовательно, административным истцом подано административное исковое заявление, в котором он просит суд, установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, уже ранее установленного судом в решении от 02 декабря 2016 года по делу N...
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации).
При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 приведенного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что ООО "Газпром нефтехим Салават" на праве аренды владеет: земельным участком с кадастровым номером N.., общей площадью 880 532 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение очистных сооружений, расположенным по адресу: адрес; земельным участком с кадастровым номером N... общей площадью 3 114 029 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение очистных сооружений, расположенным по адресу: адрес, что подтверждается договорами аренды земельных участков от дата N... зем (срок аренды установлен с 01 января 2017 года по 31 декабря 2026 года), от 18 марта 2016 года N... зем (срок аренды установлен с 01 апреля 2016 года по 31 марта 2021 года). Расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на учет 28 апреля 2003 года, с видом разрешенного использования "Размещение очистных сооружений" категории земель населенных пунктов и площадью 3 994 781 кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка была определена в ходе работ по государственной кадастровой оценке земель (далее - ГКОЗ) населенных пунктов и составила 4 072 479 490,45 руб, удельный показатель кадастровой стоимости составил (далее - УПКС) 1 019,45 руб./кв.м. Результаты ГКОЗ утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N.., имеют дату определения - 01 июня 2014 года, дату внесения - 01 января 2015 года.
Далее, в ЕГРН 18 ноября 2015 года внесено изменение в сведения о площади данного земельного участка на значение 3 994 561 кв.м. Кадастровая стоимость данного земельного участка была пересчитана с применением УПКС в размере 1 019,45 руб./кв.м, утвержденного Правительства Республики Башкортостан N... от 30 декабря 2014 года. В результате кадастровая стоимость составила 4 072 255 211,45 руб, рассчитана в акте определения кадастровой стоимости от 19 ноября 2015 года, определена по состоянию на 18 ноября 2015 года, имеет дату внесения-19 ноября 2015 года.
В последующем, в ЕГРН 14 декабря 2015 года внесено изменение в сведения о площади данного земельного участка на значение 880 532 кв.м. Кадастровая стоимость данного земельного участка была пересчитана в установленном порядке с применением УПКС в размере 1 019,45 руб./кв.м, утвержденного Правительством Республики Башкортостан N... от 30 декабря 2014 года. В результате кадастровая стоимость составила 897 658 347,40 руб, рассчитана в акте определения кадастровой стоимости от 17 декабря 2015 года, определена по состоянию на 14 декабря 2015 года, имеет дату внесения - 17 декабря 2015 года.
Во исполнение решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 декабря 2016 года по делу N.., данному земельному участку установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной 888 307 000 руб, внесена 27 февраля 2017 года датой определения кадастровой стоимости - 01 июня 2014 года и датой применения 01 января 2015 года.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на учет 20 ноября 2015 года с видом разрешенного использования "Размещение очистных сооружений" категории земель населенных пунктов и площадью 3 114 029 кв.м. Образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N...
Исходя из установленного вида разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости 9-ой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (пункт 1.2.9. Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N39, в редакции от 11 января 2011 года N3), в размере 1 019,45 руб. кв./м, утвержденного Правительством Республики Башкортостан N... от 30 декабря 2014 года.
В результате кадастровая стоимость рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости и составила 3 174 596 864,05 руб, имеет дату определения и внесения - 20 ноября 2015 года.
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Партнер".
Согласно заключению эксперта ООО "... " ФИО5 N17.12.66 от 08 декабря 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 14 декабря 2015 года составляет 328 400 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 20 ноября 2015 года составляет 1 072 013 000 руб.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия, исследовав заключение эксперта N дата от 08 декабря 2017 года, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, поскольку выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Доводы жалобы о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N... площадью 880 532 кв.м, ранее решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 декабря 2016 года была установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, подлежат отклонению, поскольку по ранее рассмотренному судом делу площадь земельного участка с кадастровым номером N... составляла 3994781 кв.м.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости земельного участка представлен отчет ООО "... от 12 мая 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 14 декабря 2015 года составляет 269 275 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 20 ноября 2015 года составляет 1 057 867 000 руб.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 14 августа 2017 года ООО "Газпром нефтехим Салават" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии N... от 12 сентября 2017 года заявление ООО "Газпром нефтехим Салават" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости земельных участков требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заключение судебной экспертизы N дата от 08 декабря 2017 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, доказательств, опровергающих определенную судебной экспертизой рыночную стоимость земельного участка и свидетельствующих о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено.
Выводы суда правильные и соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по сути сводятся к повторению изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка судья Фархутдинова Г.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.