Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Тхагалегова З.Т. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Абазове Э.А,
с участием Калантыренко Н.П, ее представителя - Курманова В.В, представителя ответчика - Амбарцумян А.В,
по докладу судьи Хамирзова М.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калантыренко Нины Петровны к местной администрации ст. Приближная, Прохладненского муниципального района КБР о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, возложении обязанности заключить договор передачи в собственность жилого помещения,
по апелляционной жалобе Калантыренко Нины Петровны на решение Прохладненского районного суда КБР от 18 января 2018 года,
установила:
Из материалов дела следует, что Калантыренко Н.П. владеет квартирой, расположенной по адресу: КБР, "адрес", на условиях социального найма с 2010 года, проживает в ней со своей семьей более 7 лет, несет бремя расходов по ее содержанию и, полагая в этой связи себя приобретшей право на ее бесплатную приватизацию, обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, который вопреки обязанности передать ей данное жилое помещение в собственность, без каких-либо на то законных оснований, отказал в приватизации единственного жилья.
Однако, с учетом того, что в приватизации она ранее не участвовала, иных жилых помещений в собственности не имеет, и каких-либо препятствий для приватизации используемой по договору социального найма квартиры, в ст. Приближная не усматривает, Калантыренко Н.П. полагает свои права в связи с отказом нарушенными, а спорную квартиру - подлежащей передаче в ее собственность.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства Калантыренко Н.П. обратилась в суд с иском к местной администрации ст. Приближная, Прохладненского муниципального района КБР о признании недействительным и незаконным отказа местной администрации сельского поселения станицы Приближная, Прохладненского муниципального района КБР, выраженный в письме исх. N от 25 сентября 2017 года, в приватизации занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: КБР, "адрес" по причине того, что данная квартира отсутствует в плане приватизации; возложнии на местную администрацию сельского поселения "адрес" муниципального района КБР обязанности заключить с ней договор о передаче ей в собственность - приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: КБР, "адрес".
В возражениях на исковое заявление администрация ст. Приближная просила отказать в удовлетворении заявленных требований, так как квартира является служебной.
Решением Прохладненского районного суда КБР от 18 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, Калантыренко Н.П. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование жалобы указано, что в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, ни ответчик, ни суд первой инстанции на такие обстоятельства не ссылался. Более того, представитель ответчика в судебном заседании подтвердил то обстоятельство, что спорное помещение не было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду.
В договоре социального найма от 20 декабря 2010 года, заключенном между истицей и местной администрацией сельского поселения ст. Приближная отсутствует указание на статус предоставленного жилого помещения как служебного.
По информации Управления Росреестра по КБР в реестре отсутствуют сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного. Согласно договору безвозмездной передачи квартиры в собственность статус спорной квартиры определен как социальный найм.
Ссылка суда на то, что "истица никогда не состояла в очереди на получение социального жилья, тогда как по правилам статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности только лишь лицам, состоящим на соответствующем учете", является несостоятельной, поскольку Калантыренко Н.П. получила жилье по договору социального найма, как нуждающаяся в социальном жилье. Состоявшая на очереди в числе четырех молодых семей нуждающихся в социальном жилье, упомянутых при распределении спорной квартиры в протоколе N сессии Совета местного самоуправления с.п. ст.Приближная, Прохладненского муниципального района от 16 декабря 2010г.
Кроме того, предоставление жилого помещения и заключение договора социального найма в установленном законом порядке администрацией сельского поселения ст. Приближная не оспаривалось.
Ссылка суда первой инстанции в качестве доказательства того обстоятельства, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, на справку администрации сельского поселения, датированную 17 января 2018 года о том, что "адрес" является служебной, является несостоятельной.
Данная справка не может быть признана допустимым доказательством по делу, поскольку не только представлена, но и произведена на свет ответчиком, заинтересованным в исходе дела. Так, в ней сообщается об определенном обстоятельстве, но без ссылки на первичные документы, позволяющие это обстоятельство факт документально подтвердить, т.е. справка от 17 января 2018 года носит информативный, но никак не доказательственный характер. Эта справка представлена в последний день перед вынесением судебного решения и в ней нет ни слова, на основании какого решения муниципального органа и когда квартира была переведена в специализированный жилой фонд.
Утверждение суда о том, что истице был известен служебный статус предоставленной ей квартиры, носит характер предположения и не основан на прямых доказательствах. Калантыренко Н.П. подписала договор социального найма, что соответствовало статусу молодой семьи среди очереди других молодых семей. Достоверность этого договора ответчиком в суде не оспорена. Ответчик в силу добросовестности своих действий, должен был в соответствии с упомянутым Постановлением N подписать с ней только договор найма служебного жилого помещения и не иначе. Почему этого не было сделано, суд установить не пытался, что также свидетельствует о не исследованности значимых обстоятельств дела.
Не исследован судом и тот факт, что истица по своей работе - кастелянша в школе для детей с нарушениями слуха, никаких прав на предоставление служебного жилого помещения не имела.
Суд перед окончанием судебного следствия не выяснил у сторон, есть ли у них дополнения к материалам судебного следствия и ходатайства, что лишило ее возможности заявить ходатайство об истребовании от органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно и от ответчика документов, предусмотренных пунктами 13,14 Постановления Правительства N 42 от 26.01.2006 года.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация ст. Приближная просила решение Прохладненского районного суда КБР от 18 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, приводя доводы изложенные в возражении на иск.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Хамирзова М.Х, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные истицей и ее представителем, выслушав возражения на нее представителя ответчика, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на дату заключения договора) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как разъяснено в абз.1 п.п. "б" п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 2-х комнатная квартира общей площадью 50 кв.м, расположенная по адресу: КБР, "адрес" является с ноября 2008 года муниципальной собственностью местной администрации сельского поселения ст. Приближная.
Решением сессии Совета местного самоуправления сельского поселения ст. Приближная от 16 декабря 2010 года N семья Калантыренко Н.П. признана нуждающейся в предоставлении служебного жилья в с.п. Приближная.
На основании решения Совета местного самоуправления сельского поселения ст. Приближная от 16 декабря 2010 года N о передаче служебной квартиры и заключенному на его основании договору социального найма от 20 декабря 2010 года спорная квартира была предоставлена истице в бессрочное пользование.
При этом в договоре социального найма не указано, что жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений, более того истица никогда не состояла и не состоит в трудовых отношениях с ответчиком.
Более того, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (далее Правила).
Из п. 12 Правил следует, что для включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм следует, что для отнесения жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду установлен определенный порядок.
Представленная ответчиком суду первой инстанции от 17.01.2018г. о том, после регистрации права собственности на квартиру в 2008г, она переведена в специализированный жилищный фон, то есть является служебной, вопреки выводам суда первой инстанции, не может являться надлежащим доказательством, поскольку какого-либо соответствующего решения администрации о включении спорной квартиры в состав специализированного фонда в соответствии с установленным порядком, ответчиком суду представлено не было, как и не представлено реестра муниципальной собственности где указано, что спорная квартира является служебной.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения и соответственно между сторонами возникли правоотношения по договору социального найма.
Частью 1 ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 названной нормы жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Принятие граждан на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.ч. 1 и. 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что истица состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон) приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено право граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Поскольку ответчиком доказательств того, что истица свое право на приватизацию использовала, имеет иное жилое помещения, или имеются иные препятствия в приватизации в нарушение положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено, иск подлежал частичному удовлетворению.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела (п.1 ч.1 ст. 330 ГПК РФ) и неправильно применены нормы материального права (ч.2 ст. 330 ГПК РФ) решение суда подлежит отмене, с принятием на основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ нового решения о признании незаконным отказ местной администрации сельского поселения станицы Приближная, Прохладненского муниципального района КБР выраженный в письме от 25 сентября 2017 года N в приватизации "адрес", в "адрес" КБР и возложении на местную администрацию сельского поселения станицы Приближная, Прохладненского муниципального района КБР обязанности заключить с Калантыренко Ниной Петровной договор на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения расположенного по адресу: КБР, "адрес", состоящей из двух комнат общей площадью 50 кв.м. Поскольку действия администрации об отказе в приватизации квартиры признаны незаконными, иск в части признания недействительным отказа в приватизации квартиры подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 18 января 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым иск Калантыренко Н.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ местной администрации сельского поселения станицы Приближная, Прохладненского муниципального района КБР выраженный в письме от 25 сентября 2017 года N в приватизации "адрес", в "адрес" КБР.
Возложить на местную администрацию сельского поселения станицы Приближная, Прохладненского муниципального района КБР обязанность заключить с Калантыренко Ниной Петровной договор на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения расположенного по адресу: КБР, "адрес", состоящей из двух комнат общей площадью 50 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска Калантыренко Нине Петровне отказать.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи З.Т. Тхагалегов
М.Х. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.