Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2018 года административное дело N2а-3839/2017 по апелляционной жалобе Кукольщиковой Е. В. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2017 года по административному исковому заявлению Кукольщиковой Е. В. к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Кондратьевой-Рудой О.П, действующей на основании доверенности от 25 декабря 2017 года сроком до 31 декабря 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кукольщикова Е. В. обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила:
-признать первоочередное право получения жилья как инвалида в соответствии с Постановлением Правительства РФ N901 от 27 июля 1996 года;
-признать нарушение прав, как инвалида, на получение жилья (квартиры) в первоочередном порядке начиная с 2006 года,
-признать нарушение прав инвалида на жилье длящимся;
-признать бездействие властей, действия в отказе - незаконными, что повлекло нарушение прав, как инвалида, и законных интересов гражданина,
-обязать предоставить жилье (квартиру), как инвалиду, в первоочередном порядке (л.д.5-15).
В обоснование заявленных требований Кукольщикова Е.В. указала, что 34 года состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Кировском районе г. Санкт-Петербурга и более 10 лет как льготник - инвалидность. На обращение к Главе Администрации Кировского района Санкт-Петербурга и Жилищный отдел Кировского района по вопросу предоставления жилья получила ответ от 17 марта 2017 года об отказе получения квартиры в первоочередном порядке. По мнению административного истца, ответ является незаконным, так как нарушает её права, как инвалида, на получение квартиры в первоочередном порядке и ставит в неравное положение с инвалидами, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2017 года административный иск Кукольщиковой Е.В. к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в части требований об обязании предоставить жилье (квартиру) как инвалиду в первоочередном порядке; признании первоочередного права получения жилья, как инвалида, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N901 от 27 июля 1996 года оставлен без рассмотрения (л.д.41-42).
В дальнейшем в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кукольщикова Е.В. дополнила требования и просила признать бездействие властей, выразившееся в нарушении прав инвалида на получение жилья в первоочередном порядке с 2008 года, по отношению к гражданам льготных категорий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга, которое повлекло дискриминацию (взрослого инвалида) по отношению к семьям, имеющим детей инвалидов при обеспечении жильем, и невозможность проживания инвалида, признании равенства прав на жилье; бездействие властей, повлекшее нарушение права инвалида на жилье в льготном порядке, гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьей 28 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которое повлекло отсутствие мер (мероприятий) по устранению препятствий осуществления жизнедеятельности инвалида-непригодность жилья для инвалида, невозможность проживания (л.д.47-56, 64, 79).
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2017 года в удовлетворении требований Кукольщиковой Е.В. отказано (л.д.132-152).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указала, что судом неправильно истолкованы нормы права; нормы права, регулирующие правоотношения в сфере содействия в улучшении жилищных условий для инвалидов, возникшие после 2005 года носят дискриминационный характер; судом не принято во внимание, что отсутствие ведения списка очередности как льготника - инвалида не является основанием для непризнания первоочередного права получения жилья, а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не исполняется, восстановлением же нарушенного права Кукольщиковой Е.В. будет незамедлительное предоставление жилья (л.д.157-158,160-167).
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, документы об уважительной причине неявки не представила.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Кукольщикова Е.В, "дата" года рождения, зарегистрирована в коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", где занимает комнату размером 14,30 кв.м. (л.д.22).
Совместно с Кукольщиковой Е.В. в указанной комнате были зарегистрированы: мать К.Т.Н. (до 17 декабря 1992 года) и брат К.С.В. (до 15 декабря 1995 года (л.д.92).
26 мая 1983 года К.Т.Н. с детьми Кукольщиковой Е.В. и К.С.В. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Кировском районе Санкт-Петербурга (л.д.68).
12 сентября 2005 года комната 14,30 кв.м, соответствующая 14/39 доли, в "адрес" в Санкт-Петербурге передана в собственность Кукольщиковой Е.В. на основании договора приватизации.
С 8 февраля 2007 года в соответствии с представленной справкой сер. МСЭ-2006 N... Кукольщиковой Е.В. учтена льгота "инвалид 2 группы общего заболевания", с 18 ноября 2008 года после переосвидетельствования на основании справки МСЭ-2006 N... - инвалид третьей группы общего заболевания" (л.д.96).
21 июля 2010 года Кукольщиковой Е.В. повторно установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию бессрочно (л.д.7).
Согласно справке Жилищного отдела Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Кукольщикова Е.В. состоит в настоящее время на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма одна с учетом льготы "инвалид третьей группы общего заболевания", номер очереди на 2015 год - 1511 (л.д.102).
09 марта 2017 года Кукольщикова Е.В. обратилась в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении квартиры в первоочередном порядке на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" (л.д.16).
Письмом Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 17 марта 2017 года Кукольщиковой Е.В. было сообщено, что годовым жилищным планом на 2017 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 20 января 2017 года N39-р, не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма инвалидов третьей группы общего заболевания, в связи с чем обеспечению жилым помещением в 2017 году она не подлежит. Также Кукольщиковой Е.В. даны разъяснения о целевой программе, предусматривающей содействие Санкт-Петербурга в виде финансовой поддержки из городского бюджета гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (л.д.17-18).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не было допущено бездействие, которое привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, право на получение жилого помещения во внеочередном порядке административный истец не имеет, а очередь на получение жилого помещения у административного истца не наступила и административным истцом не представлено доказательств того, что занимаемая ею комната не пригодна для проживания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов гарантируется каждому заинтересованному лицу, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов возможно только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административный истец не относится к лицам, которые вправе обращаться в суд в защиту прав других инвалидов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно проверял законность принятого решения, действия и бездействия административного ответчика в отношении административного истца.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:
-обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
-проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
-проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
-проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
-проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Согласно пункту 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Жилищная обеспеченность административного истца составляет 21,34 кв.м. (57,90-38,80) : 38,80 х 14,30), что превышает учетную норму.
В нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кукольщикова Е.В. не представила доказательств того, что жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям и что она или иные проживание в квартире граждане страдают тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года N766-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, которой установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются, в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
-гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
-гражданам, имеющим пять и более несовершеннолетних детей;
-гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно;
-гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды).
Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
Статьёй 33 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Вне очереди жилое помещение согласно статье 37 Жилищного кодекса РСФСР предоставлялось гражданам:
1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;
3) окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде.
Кукольщикова Е.В. не представила доказательств того, что она относилась к категории граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения как по Жилищному кодексу Российской Федерации, так и по Жилищному кодексу РСФСР.
В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставлялись нуждающимся в улучшении жилищных условий:
1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам;
2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней;
3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;
4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;
5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;
6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;
7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;
8) матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;
9) семьям при рождении близнецов;
10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;
11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Пунктом 31.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N712/6, предусматривалось предоставление в первую очередь жилых помещений также инвалидам I и II групп общего заболевания.
Из анализа вышеприведённых норм права следует, что инвалиды III группы общего заболевания не обладали правом на предоставление жилого помещения в первую очередь и на внеочередное предоставление жилого помещения.
Кроме того, до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации Кукольщикова Е.В. инвалидом не являлась и на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид не принималась.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет, тем самым, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования (определение от 9 февраля 2017 года N 215-О, постановление от 22 января 2018 года N4-П).
Пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от 5 мая 2006 года N221-32 установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным законами Санкт-Петербурга.
При этом, согласно пункту 4 статьи 17 названного Закона соотношение количества жилых помещений, предоставляемых гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, ежегодно устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга органом государственной власти Санкт-Петербурга исходя из количества граждан данных категорий в общем количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий в очередном финансовом году составляются ежегодно с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Доводы апелляционной жалобы относительно наличия дискриминации в предоставлении услуг содействия в улучшении жилищных условий для инвалидов, вставших на учет до 2005 года и после этого срока, являются несостоятельными в связи с тем, что сама возможность реализация прав, свобод и законных интересов Кукольщиковой Е.В. не ставится в зависимость от ее пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
Жилищный план формируется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 года N1277 "О порядке формирования годовых жилищных планов" исходя из объемов финансирования, предусмотренных в текущем году бюджетом Санкт-Петербурга на мероприятия по оказанию содействия гражданам в улучшении жилищных условий, количества жилых помещений, поступающих в собственность Санкт-Петербурга за счет ввода объектов жилищного строительства, а также количества жилых помещений, поступающих в собственность Санкт-Петербурга за счет других источников.
Государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания. Для достижений этих целей, частью 1 статьи 98 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, жилыми помещениями для проживания. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и условия его пользования установлены Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона Санкт-Петербурга жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты инвалидам, в том числе инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (ч.2 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с пунктами 1 и 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года N 1164 (в редакции от 2 сентября 2010 года) "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" вопрос о возможности признания нуждающимся в специальной социальной защите и предоставления специализированного жилого помещения рассматривается районной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, созданных в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании заявления граждан и (или) их законных представителей, поданных в администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства.
Таким образом, при наличии предусмотренных законом основаниях Кукольщикова Е.В. вправе обратиться в администрацию района с заявлением об обеспечении ее жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты инвалиду.
Ссылка административного истца на Постановление Правительства Российской Федерации N 901 от 27 июля 1996 года "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" самостоятельного правового значения не имеет, поскольку данная норма не предполагает внеочередного предоставления жилого помещения.
То обстоятельство, что администрация района в ответе также ссылалась на возможность предоставления безвозмездной субсидии, действующему законодательству не противоречит, поскольку обращение гражданина по вопросу обеспечения жилым помещением предполагает разъяснение органом государственной власти иных правовых механизмов реализации прав граждан.
Правовых оснований для предоставления административному истцу квартиры как инвалиду во внеочередном и первоочередном порядке без учета порядка очередности не имеется и потому суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии со стороны Администрации Кировского района Санкт-Петербурга бездействия, которое привело к нарушению прав и свобод административного истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кукольщиковой Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.