Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М, Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании 07 ноября 2017 года административное дело N2а-3355/2017 по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N "адрес" Санкт-Петербурга" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного ответчика Сазонова Г.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" обратилось в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, в котором просило признать недействительным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N01/3489-р от 23.03.2017. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое предписание вынесено с превышением компетенции административного ответчика, без проведения надлежащей проверки и выхода в адрес.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года требования административного иска удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители административного истца - ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" и заинтересованного лица - администрации Адмиралтейского района, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении дела не просили, доказательств уважительных причин неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Сазонова Г.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N1849 "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга" установлено, что основной задачей Государственной жилищной инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Для исполнения указанных задач на инспекцию возложены, в том числе, и полномочия по осуществлению контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилом и нормам, иным требованиям законодательства; по осуществлению регионального государственного жилищного надзора; по осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации за должностными лицами органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющимися соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, закреплено право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора N 168-16/ОСЖ от 15.03.2016 ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, наб реки Мойки, д.92, литер А.
На основании поступившего из администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обращения от 22.02.2017 N 01-18-468/17-О-О о проведении комиссионной поверки с привлечением специалистов инспекции с целью подтверждения аварийности несущих конструкций вышеуказанного дома, в целях формирования комплекта документов, необходимых при рассмотрении вопроса о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, распоряжением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга назначено проведение в отношении ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" проверки обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно представленным в материалы дела уведомлениям, проведение проверки было назначено на 22.03.2017 в 10.00 ч.
Согласно акту проверки от 23.03.2017 N 01/3489-р, составленному государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга Казанбаевым С.Н, при визуальном осмотре наружных стен со стороны литеры Б дома 92 по наб.р.Мойки наблюдаются деформации стен в виде трещин, отклонение стены от вертикали, маяки на трещинах от 03.12.2014 треснуты, со стороны переулка Пирогова, дом 21, наблюдается отклонение стены от вертикали.
По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией 23 марта 2017 г. ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" выдано предписание N01/3489-Р в котором указаны следующие установленные нарушения лицензионных требований: управляющей организацией не обеспечено соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома - согласно представленным техническим заключениям ЗАО "СТИЛЕС" от 2008 г, от 2011 г. состояние капитальных стен и перемычек, состояние перекрытий и перегородок в квартирах NN 31, 32, 33, 34, 35, 36, 44, 45, 48 аварийное, т.е. нарушен п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. На административного истца в срок до 24.04.2017 возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений требований Правил, принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций в соответствии с п.2.1.3, п.4.3.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что работы, как по устранению аварийности, так и по ее предупреждению, жилых помещений, не поименованы в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в качестве работ, выполняемых управляющей организацией в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Судебная коллегия находит вывод суда основанным на положениях действующего законодательства.
В соответствии с положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
Согласно, согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме согласно части 1.1 названной статьи должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1)соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2)безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3)доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4)соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5)постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил.
В силу статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации,ст.44 ЖК РФ, пунктов 18, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, текущий и капитальный ремонт общего имущества проводится по решению собственников помещений многоквартирного дома.
Исходя из понятия капитального ремонта, содержащегося п.21 Правил, данный ремонт проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования), то есть для устранения аварийности многоквартирного дома, или его элементов.
В пункте 11(1) Правил установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 290 от 03.04.2013 года утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором, как верно указал суд, отсутствует осуществление работ, относящихся к работам капитального характера.
Поскольку решение собственников о проведении капитального ремонта и поручении его административному истцу не представлено, сам факт аварийного состояния помещений многоквартирного дома 92 лит.А по наб.р.Мойки в Санкт-Петербурге, имевший место, как следует из представленных в материалы дела технических заключений ЗАО "СТИЛЕС", на момент передачи в управление административному истцу, не может быть оценен, как нарушение данным лицом п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, на что указал административный ответчик в предписании.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с выводом суда, указывает, что Инспекция своим предписанием не возлагает на Общество обязанности устранить аварийное состояние многоквартирного дома, а обязывает предпринять меры для обеспечения безопасного проживания людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Между тем, осуществляя проверку законности оспариваемого предписания, суд первой инстанции, исходя из предъявляемых законодательством к такого рода решениям государственных органов требованиям определенности и исполнимости, обоснованно осуществил его толкование исходя из содержащихся в нем слов и выражений и пришел к правильному выводу о том, что нарушения, допущенные ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района", административный ответчик связывает исключительно с аварийностью помещений в многоквартирном доме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы правильными также являются выводы суда относительно неопределенности в предписании конкретных мероприятий, которые должен осуществить в срок до 24.04.2017 административный истец в целях устранения вмененных ему нарушений.
В пунктах 2.1.3 и 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, на которые ссылается административный ответчик в предписании, перечень таких мероприятий непосредственно не определен.
Так, из п.2.1.3. данных Правил следует, что обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Пунктом 4.3.3. вышеуказанных Правил установлено, что усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В приведенных нормах содержатся требования общего характера, которые в каждом случае должны быть конкретизированы правоприменителем (в данном случае Государственной жилищной инспекцией), что в оспариваемом представлении сделано не было.
Кроме того, как следует из материалов, представленных административным ответчиком, при проведении проверки у административного истца не истребовались документы относительно предпринимаемых управляющей организацией мер по предупреждению дальнейшего развития деформаций, в то время собственнику помещений в этом доме (администрации Адмиралтейского района) об аварийности дома известно на протяжении длительного периода времени, что следует из обращения, на основании которого проводилась проверка, результаты которой являются предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.