Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М, Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 05 декабря 2017 года административное дело N 2а-5446/2017 по апелляционной жалобе Забавиной В. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2017 года по административному иску Забавиной В. В. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Забавина В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным отказ в приеме на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях от 21.02.2017 N311-ж; обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указала, что 05 февраля 2017 года обратилась с заявлением по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. 21 февраля 2017 года администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга ей было отказано в приеме на жилищный учет, со ссылкой на проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности менее 10 лет. При этом администрация указала, что документами, подтверждающими данное обстоятельство, являются справка о регистрации либо судебное решение, которые Забавиной В.В. представлены не были. С решением административный истец не согласен, полагает, что законодательством не органичен способ доказывания места жительства при приеме на жилищный учет только указанными административным ответчиком документами. Ею подтверждены указанные обстоятельства иными доказательствами, которые не учтены административным ответчиком, чем незаконно нарушены ее права.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении дела не просили, доказательств уважительных причин неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно справке о регистрации от 31.01.2017, Забавина В.В. постоянно зарегистрирована в комнате, площадью 19,5 кв. м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес", с 16 января 2015 года, что административным истцом не оспаривается. В данном жилом помещении также зарегистрированы муж административного истца Забавин С.А. и двое несовершеннолетних детей Забавин Д.С, Забавина К.С..
Судом на основании представленных документов установлено, что Забавина В.В. в период с 30 сентября 1998 года до 16 января 2015 года была зарегистрирована по адресу: "адрес". Супруг административного истца Забавин С.А. также до 16.01.2015 года имел регистрацию по адресу: "адрес".
05.02.2017 Забавина В.В. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила принять ее, ее мужа, двоих несовершеннолетних детей на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Данное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14.02.2017 и принято решение об отказе в его удовлетворении. Основанием для такого отказа послужило то, что факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет документально не подтвержден.
Об отказе в постановке на учет административный истец извещен решением от 21.02.2017 N 311-ж за подписью заместителя главы администрации района.
Согласно пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований пункта 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.05 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Забавиной В.В. в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга совместно с заявлением о принятии на учёт представлены договоры аренды и коммерческого найма жилого помещения, справки о посещении детьми детского сада и школы, копия трудовой книжки.
Между тем, при рассмотрении жилищной комиссией районной администрации вопроса о принятии Забавиной В.В. с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях представленные документы не могли служить доказательством, подтверждающим факт постоянного проживания заявителя на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет.
Районная администрация как орган исполнительной власти не наделена полномочиями по установлению факта постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации на основании названных выше документов.
Факт постоянного проживания гражданина на территории Санкт-Петербурга не менее 10-ти лет может быть подтверждён только соответствующими документами (справками), выданными компетентными органами исполнительной власти, свидетельствующими о наличии регистрации гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге, либо в судебном порядке.
Таких документов Забавина В.В. жилищной комиссии администрации Выборгского района Санкт-Петербурга не представила.
Поскольку при обращении в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга Забавиной В.В не были представлены документы, с достоверностью подтверждающие факт постоянного проживания в Санкт-Петербурге в течение всего юридически значимого периода времени (не менее 10-ти лет), отказ администрации обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности отказа администрации района в постановке административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.