Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 февраля 2018 года административное дело N2а-2697/2017 по апелляционной жалобе Баранец О. Н. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2017 года по административному исковому заявлению Баранец О. Н. к Главному Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным ответа.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Баранец О.Н.; представителя административного истца Нечунаева В.В, действующего в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению с занесением в протокол судебного заседания; представителя административного ответчика Министерства юстиции России Кочиева А.А, действующего по доверенности от 29 января 2018 года сроком до 31 декабря 2018 года, представителя административного ответчика Главного Управления Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу Кочиева А.А, действующего по доверенности от 11 января 2018 года сроком до 31 декабря 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранец О. Н. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным ответ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2016 года N78/08-18093 в части отказа включения Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и действия (бездействия), заключающиеся в невключении (в отказе включить) ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Баранец О.Н. просила обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу включить Межрегиональную общественную организацию поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование заявленных требований Баранец О.Н. указала, что 22 сентября 2016 года обратилась в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила включить Межрегиональную общественную организацию поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в удовлетворении которого было отказано письмом от 30 ноября 2016 года N78/08-18093. По мнению административного истца, отказ является незаконным и нарушает её права и законные интересы.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Баранец О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Баранец О.Н. просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд ошибочно пришел к выводу о законности оспариваемого ответа и не указал мотивы и основания, по которым он отклонил доводы административного истца, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие политической деятельности в работе общественной организации.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям", о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и её представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и объяснения представителя административных ответчиков, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о рассмотрении заявления Баранец О.Н. надлежащим образом и проведении по её обращению проверки деятельности Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям", о результатах которой сообщено административному истцу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
22 сентября 2016 года Баранец О.Н, действуя как общественно уполномоченный по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, обратилась в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила вынести распоряжение о включении Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Письмом от 30 ноября 2016 года N78/08-18093 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу сообщило Баранец О.Н. о проведении по её заявлению внеплановой выездной проверки Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям", которой не установлено оснований для включения указанной общественной организации в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.
В силу статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (часть 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (часть 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 4).
Согласно пункту 5 части 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункту 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N456, основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с пунктом 30 Административного регламента внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.
По заявлению Баранец О.Н. от 22 сентября 2016 года на основании распоряжения Главного управления Министерства Юстиции по Санкт-Петербургу от 14 октября 2016 года N2903 была проведена внеплановая выездная проверка Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям", результаты которой сообщены административному истцу.
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно пункту 2 статьи 2 названного Федерального закона Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
-участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
-участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
-публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
-распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
-формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
-вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
-финансирование указанной деятельности.
При этом, к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента согласно пункту 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" определено, что ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что для включения общественной организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, необходимо финансирование её из источников указанных в статье 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и её участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" не установлено доказательств осуществления или участия указанной общественной организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец также не представила в суд доказательств участия Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 1995 года N2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Кроме этого Европейский Суд в Постановление ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04) указал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно.
Действительно, любая публичная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой.
В то же время административный истец, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашённой (или той, которая может быть разумно выведена из контекста). Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции.
С учётом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, судебная коллегия принимает во внимание, что как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти.
Таким образом, у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что административные ответчики не рассмотрели заявление Баранец О.Н. и не провели объективную проверку деятельности Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям".
Не согласие административного истца с результатами проведенной проверки и предоставленным ответом не свидетельствует о нарушении прав Баранец О.Н. со стороны административных ответчиков.
Оспариваемый ответ подписан уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые факты по делу судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранец О. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.