Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Бутковой Н.А.
Судей
Стаховой Т.М, Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2017 года апелляционную жалобу Бадзгарадзе Ю. Д. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2017 года по административному делу N 2а-5563/2017 по административному исковому заявлению Бадзгарадзе Ю. Д. к администрации муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца Багишевой Д.И, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Бадзгарадзе Ю.Д. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее по тексту - администрация муниципального образования) от 23 марта 2017 года (исх.N267) об отказе в удовлетворении его заявления о направлении в орган кадастрового учёта документов, необходимых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами N... и N...
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать администрацию муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области устранить допущенное нарушение путём направления в орган кадастрового учёта указанных выше документов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N... и N.., расположенных по адресу: "адрес". Администрацией муниципального образования 25 мая 2011 года постановлением N109 утверждена схема расположения земельных участков, установлена их категория: земли сельскохозяйственного назначения. Решением Совета депутатов этого же муниципального образования от 14 декабря 2012 года утверждён генеральный план муниципального образования, согласно которому данные земельные участки вошли в состав земель населённого пункта. Истец обратился в орган кадастрового учёта с заявлением об изменении категории земель, однако последний приостановил осуществление кадастрового учёта в связи с не представлением администрацией муниципального образования документов об изменении сведений в отношении земельных участков. На обращение к административному ответчику с просьбой о направлении документов, необходимых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, административный истец 23 марта 2017 года получил отказ со ссылкой на не включение земельных участков в состав земель населённых пунктов, который полагает незаконным.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2017 года в удовлетворении заявленных Бадзгарадзе Ю.Д. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Бадзгарадзе Ю.Д. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Бадзгарадзе Ю.Д, административный ответчик администрация муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что не противоречит положениям частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бадзгарадзде Ю.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 2 200 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 2 208 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с 15 марта 2011 года и 26 октября 2012 года соответственно.
Решением Совета депутатов муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 14 декабря 2012 года N137 утверждён генеральный план муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Решением этого органа от 24 декабря 2012 года N139 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования.
22 апреля 2016 года администрацией района административному истцу выданы заключения N482 и N 464, согласно которым земельные участки, площадью 2 208 +/- 19 кв.м. с кадастровым номером N.., и площадью 2 200 +/- 19 кв.м. с кадастровым номером N..,, по адресу: "адрес", расположены на землях населённого пункта пос.Гречухино; относятся к жилой зоне Ж-1.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от 4 октября 2016 года N47/16-99413 приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером N.., в соответствии пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре на срок не более трёх месяцев со дня принятия решения. Разъяснено, что в случае не устранения в установленный срок указанных причин приостановления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре в государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости будет отказано.
В решении указано, что в адрес органа кадастрового учёта от органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия документы (перечисленные в этом решении) относительно изменения категории земель земельного участка с кадастровым номером N.., а также карта (план) населённого пункта посёлка Гречухино Ленинградской области и необходимые документы для внесения сведений о соответствующей границе в государственный кадастр недвижимости не поступали.
Решением этого же органа кадастрового учёта от 4 октября 2016 года N47/16-99419 также приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером 47:03:0816002:63 по аналогичным основаниям.
14 октября 2016 года Бадзгарадзе Ю.Д. направлено заявление в администрацию района с требованием о направлении в орган кадастрового учёта документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
В ответе на данное заявление от 14 ноября 2016 года N 1245 администрация района указала, что земельные участки с кадастровыми номерами N... и N... согласно схеме границ земель различных категорий генерального плана муниципального образования Громовское сельское поселение, вошли в черту населённого пункта пос.Гречухино; однако указанные земельные участки предоставлялись из земель сельскохозяйственного назначения, и, согласно материалам по обоснованию генерального плана муниципального образования Громовское сельское поселение, не включены в перечень земельных участков, предлагаемых к включению в границы земель населённых пунктов, а также в перечень земельных участков, включённых в границы земель населённых пунктов, являющегося приложением к решению Совета депутатов муниципального образования Громовское сельское поселение от 14 декабря 2012 года N137 "О Генеральном плане муниципального образования Громовское сельское поселение".
Административным истцом 13 марта 2017 года повторно направлено заявление на имя главы администрации муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с требованием о направлении в орган кадастрового учёта документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в отношении принадлежащих ему земельных участков.
Ответом от 23 марта 2017 года N 267 администрация района отказала Бадзгарадзе Ю.Д. в удовлетворении его заявления, указав при этом, что в соответствии с действующим законодательством, на основании карты (плана) объекта землеустройства "Граница населённого пункта п.Гречухино", подготовленной на основании генерального плана муниципального образования Громовское сельское поселение, сведения о границе населённого пункта пос.Гречухино внесены в государственный кадастр недвижимости. Также указано, что в период подготовки генерального плана муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, заявления о включении в черту населённого пункта пос.Гречухино земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... не поступали, оснований для включения указанных земельных участков в Перечень земельных участок, вошедших в границы населённого пункта пос.Гречухино, не имелось. Указанные земельные участки не вошли в перечень земельных участков, предлагаемых к включению в границы земель населённых пунктов, а также в перечень земельных участков, включённых в границы земель населённых пунктов, являющегося приложением к Совету депутатов муниципального образования Громовское сельское поселение от 14 декабря 2012 года N137 "О Генеральном плане муниципального образования Громовское сельское поселение". Сведения о кадастровых номерах земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... не относятся к сведениям о кадастровых номерах земельных участков, включённых в границы населённых пунктов, и не подлежат направлению в орган кадастрового учёта. Одновременно заявителю сообщено, что его заявление направлено в Комиссию по подготовке и внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области для принятия решения о корректировке черты населённого пункта пос.Гречухино в соответствии с материалами по обоснованию Генерального плата муниципального образования Громовское сельское поселение; по результатам работы комиссии процедура внесения изменений в документы территориального планирования и Правила землепользования и застройки муниципального образования Громовское сельское поселение будет проведена в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 данного Кодекса).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Федеральный закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускает в исключительных случаях, связанных, среди прочих, с установлением или изменением черты населённых пунктов.
При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 указанного нормативного акта).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
Следуя взаимосвязанному смыслу приведённых правовых норм, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения.
В соответствии с частью 6 этой же правовой нормы к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе границы существующих населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как было отмечено ранее, спорные земельные участки отнесены к функциональным зонам сельскохозяйственного использования.
Требования административного иска основываются на том, что из графической части генерального плана наглядно усматривается включение спорных земельных участков в границы населённого пункта, что подтверждается также ранее выданными (22.04.2016) заключениями администрации МО Громовское сельское поселение.
Однако из представленных материалов по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (приложение N 4 к решению от 14 декабря 2012 года N137) не следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N... и N.., принадлежащие истцу, были включены в перечень земельных участков, предлагаемых к включению в границы земель населённых пунктов, либо в перечень земельных участков, включённых в границы населённого пункта.
При таком положении, суд первой инстанции, формулируя вывод о необоснованности заявленных требований, верно исходил из того, что поскольку текстовая часть генерального плана не содержит в себе сведений о включении спорных земельных участков в указанные перечни, то отображение этих участков только лишь в графической части генерального плана само по себе не свидетельствует о принятии решения о включении данных земельных участков в границы населенного пункта и достоверности изменения категории таких земель в связи с включением их в данные границы.
То есть, не может служить достаточным основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земель земельных участков по указанному основанию их отображение в графической части генерального плана в отсутствие каких-либо документальных (текстовых) обозначений таких изменений.
В системной взаимосвязи изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для понуждения административного ответчика направить в орган кадастрового учёта документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земель спорных земельных участков, предусмотренных положениями пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которые устанавливают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьёй, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенного пункта.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.