Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2017 года апелляционную жалобу Тихомирова Н. А. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2017 года по административному делу N 2а-3825/2017 по административному исковому заявлению Тихомирова Н. А. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта о признании незаконным решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Тихомирова Н.А. - Г.А.Н, представителя административных ответчиков: призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта, ФКУ "Военный комиссариат г.Санкт-Петербург" - Б.М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихомиров Н.А. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта от "дата" о призыве административного истца на военную службу.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных Тихомировым Н.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, представление своих интересов доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Тихомирова Н.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тихомиров Н.А, "дата" года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Красногвардейского района Санкт-Петербурга с "дата".
При постановке на воинский учет ему была определена категория годности "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Протоколом призывной комиссии от "дата" N... утверждено решение о предоставлении Тихомирову Н.А. отсрочки от призыва на военную службу до "дата" на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ.
Основанием отсрочки послужила справка от "дата" N.., согласно которой Тихомиров Н.А, имея незаконченное основное общее образование, поступил в 2015 году в Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Малоохтинский колледж" (приказ N... -с от "дата"), обучается по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности): ОКПР 18466 "Слесарь механосборочных работ". Окончание обучения - "дата".
Тихомиров Н.А. обжаловал решение суда о предоставлении ему отсрочки.
Решением Красногвардейского районного суда от "дата" в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" решение суда было оставлено без изменения.
Как следует из указанного апелляционного определения, судебная коллегия, проверяя правомерность решения суда, пришла к выводу, что Тихомиров Н.А. не мог быть призван на военную службу, поскольку проходил обучение по программе основного общего образования. Вместе с тем, исходя из конкретных рассматриваемых правоотношений, судебная коллегия пришла к выводу, что предоставление административным ответчиком Тихомирову Н.А. отсрочки по основаниям абзаца 2 пункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прав административного истца не нарушает, поэтому отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения призывной комиссии от "дата".
Решением призывной комиссии МО Большая Охта от "дата" Тихомиров Н.А. призван на военную службу, с определением ему категории годности "Б-4" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Полагая приведенное решение о призыве на военную службу незаконным, Тихомиров Н.А. ссылался на то, что в период с "дата" по "дата" он обучался в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Малоохтинский колледж" с получением аттестата по программе основного общего образования, без получения профессионального образования (специальности), и в предоставлении ему отсрочки на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ не было необходимости, в время как в настоящее время он проходит обучение по программе среднего специального образования, поэтому имеет право на предоставление отсрочки в связи с получением образования следующего уровня (специального).
Разрешая заявленные требования, суд, исходя из того, что в силу действующего законодательства, гражданину, подлежащему призыву на военную службу, не может быть дважды предоставлена отсрочка по одним и тем же основаниям, пришел к выводу, что поскольку в 2016 году Тихомировым Н.А. уже было реализовано право на предоставление отсрочки в связи с получением им среднего специального образования, то оспариваемое решение призывной комиссии от "дата" является законным и не может быть отменено по доводам административного иска.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным, поскольку такие выводы не основаны на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, из материалов дела следует, что согласно приказу N... -с от "дата" Тихомиров Н.А. был зачислен в Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Малоохтинский колледж" (далее - СПб ГБ ПОУ "Малоохтинский колледж") на базе незаконченного основного (полного) образования с получением свидетельства об уровне квалификации, окончание обучения в образовательном учреждении - "дата".
Согласно приказу N... -с от "дата" Тихомиров Н.А. зачислен в СПб ГБ ПОУ "Малоохтинский колледж" на базе основного общего образования с получением диплома о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования, начало обучения "дата", окончание обучения "дата".
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
При этом положениями статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены основные понятия, согласно которым:
- 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Таким образом, каждый уровень образования считается достигнутым только по завершению установленной программы обучения.
При этом уровни образования выделяются только в отношении двух видов образования: общее образование и профессиональное образование. Дополнительное образование включает в себя два подвида: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Так, в силу статьи 4 указанного Федерального закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
С целью определения правовых, организационных и финансовых основ функционирования и развития системы среднего общего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества, в Санкт-Петербурге 17 апреля 2004 года, Постановлением N 23-13 на 23-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ был принят Модельный закон о среднем общем образовании (далее - Модельный закон).
Согласно статье 1 Модельного закона, государственный стандарт среднего общего образования - свод норм и положений, определяющих государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начального, базового и полного среднего общего образования и гарантии государства в его достижении.
В силу статьи 5 Модельного закона среднее общее образование является обязательной основной непрерывного образования.
Среднее общее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих и национальных ценностях.
При этом согласно статье 6 Модельного закона систему среднего общего образования составляют: общеобразовательные учебные учреждения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, коррекции физического и (или) умственного развития, межшкольные учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой среднего общего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I - II уровней аккредитации, дающие полное среднее общее образование.
Статьей 8 Модельного закона реализовано право граждан государства, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или иных признаков на доступность и бесплатность получения полного среднего общего образования в государственных и коммунальных учреждениях.
Кроме того, статьей 11 приведенного Модельного законно, установлены типы общеобразовательных учебных учреждений системы среднего общего образования, согласно которым в соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным учреждением (начальное общее образование, базовое среднее общее образование, полное среднее общее образование), существуют различные типы общеобразовательных учебных учреждений I, II, III ступеней. Школы каждой из трех ступеней могут функционировать совместно или самостоятельно.
К общеобразовательным учебным учреждениям, в том числе относятся:
- профессионально-техническое учебное учреждение;
- высшее учебное заведение I - II уровней аккредитации.
Также статей 26 Модельного закона определено право учащихся, в том числе и на получение базового и полного среднего общего образования и начальной профессиональной подготовки.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что действующее законодательство не ограничивает гражданина в получении им базового и полного среднего общего образования в различных учебных заведениях, избранных по его усмотрению.
В связи с этим, представленные при рассмотрении дела доказательства необоснованно не были приняты во внимание судом в подтверждение доводы стороны истца, что Тихомиров Н.А. первоначально обучался в Малоохтинском колледже по программе общего среднего образования. Присвоение ему квалификации "слесарь механосборочных работ" не свидетельствуют о получении истцом как общего среднего образования, так и среднего специального образования.
Из материалов дела следует, что "дата" Тихомирову Н.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время получения полного среднего образования.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании был вручен Тихомирову Н.А. "дата".
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 2);
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 3).
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Федеральным законом от 28 июня 2011 года N 167-ФЗ в указанную статью Закона было внесено дополнение, согласно которому право на отсрочку имеют лица, получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (пункт "г").
По мнению судебной коллегии, внесение указанных изменений преследовало цель предоставления возможности выпускникам школ времени для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, таким способом поощряя дальнейшее обучение и получение ими профессии.
Таким образом, внесенные изменения позволяют всем выпускникам одиннадцатых классов, которые достигли к периоду весеннего призыва с 1 апреля по 15 июля призывного возраста (то есть 18 лет) и получили аттестат, реализовать конституционное право на образование.
Судебная коллегия учитывает, что Тихомирову Н.А. исполнилось 18 лет "дата", однако решением призывной комиссии NСА N.., Тихомиров Н.А. обязан явкой на медицинское освидетельствование только с "дата" по "дата". Сведений о том, что Тихомиров Н.А. был вызван, но от явки ранее "дата" уклонился, материалы дела не содержат.
Обстоятельства дела не подтверждают необходимость принятия призывной комиссией решения о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва "дата" году, в период получения им общего среднего образования.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что Тихомиров Н.А. в период с "дата" по "дата" имел право на отсрочку по подпункту "г" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", однако ответчиком данное обстоятельство учтено не было, в результате чего административный истец был лишен возможности на получение отсрочки в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Соответственно, в связи с поступлением в 2016 году в учебное заведение для получения специального образования Тихомиров Н.А. имеет право на получение отсрочки на основании абзаца 3 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" N 8 от 31 октября 1995 года, в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.
Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В силу пункта 10.1 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.
В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.
Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по основаниям подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и в случае желания получения ими среднего специального (профессионального) образования, будут лишены возможности продолжить обучение лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении, либо получении аттестата об общем образовании.
Судебная коллегия полагает, что изложенное, свидетельствует о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставит право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе следующего уровня образования (специального) в год получения среднего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
Кроме того, основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени. К дате окончания обучения по программе среднего профессионального образования Тихомиров Н.А. не достигнет возраста 27 лет, в связи с чем все необходимые мероприятия, связанные с призывом, могут быть проведены по отношению к нему в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта от "дата" о призыве административного истца на военную службу не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2017 года отменить.
Признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального округа "Большая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, от "дата" о призыве Тихомирова Н. А. на военную службу.
Возложить на указанную призывную комиссию обязанность отменить приведенное решение от "дата", повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Тихомирову Н.А. отсрочки от призыва на военную службу с учетом настоящего апелляционного определения судебной коллегии, в период весеннего призыва 2018 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.