Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 года административное дело N2а-6058/2017 по апелляционной жалобе Аверьяновой М. В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Аверьяновой М. В. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Аверьяновой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аверьянова М. В. обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга признать её нуждающейся в жилых помещениях и поставить на жилищный учет на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке и взыскать с административного ответчика понесенные расходы на оказание юридической помощи в размере 27000 рублей.
В обоснование заявленных требований Аверьянова М.В. указала, что 16 ноября 2015 года продала квартиру, расположенную в "адрес", с целью приобретения жилого помещения в Санкт-Петербурге, где фактически проживает более 20 лет. В марте 2016 года купила 10/42 доли в праве общей долевой собственности в коммунальной "адрес", расположенной в "адрес" корпус 1 по "адрес", где зарегистрирована с двумя детьми с 19 марта 2016 года. Через год проживания в квартире ей стало известно, что сосед по квартире и его брат больны "... ". В феврале 2017 года после прохождения обследования ей впервые поставлен диагноз "... ". 17 августа 2017 года обратилась в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с заболеванием "... ", в удовлетворении которого было отказано в связи с ухудшением жилищных условий. По мнению Аверьяновой М.В, решение является незаконным, поскольку при принятии на жилищный учет граждан, "... ", не принимается во внимание обеспеченность больного общей площадью жилого помещения.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Аверьянова М.В. просит решение суда отменить и удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд не дал надлежащую оценку цели принятого решения о продаже квартиры и приобретения жилого помещения в Санкт-Петербурге, где она фактически работает и проживает более 20 лет; на момент приобретения комнаты в коммунальной квартире ей не было известно о наличии у граждан, проживающих в указанной квартире, "... "; до приобретения комнаты и заселения в нее административный истец не страдала "... ", включенным Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N987н в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Об отложении дела представитель административного ответчика не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Аверьянова М.В. (до регистрации брака Петрова) с двумя несовершеннолетними детьми была зарегистрирована с 15 января 2007 года по 29 октября 2015 года по адресу: "адрес".
С 19 марта 2016 года Аверьянова М.В. зарегистрирована с двумя детьми в комнате площадью 10 кв.м, соответствующей 10/42 доли, в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общей площадью 65,1 кв.м, на основании договора купли-продажи от 20 февраля 2016 года и свидетельства о государственной регистрации права от 26 февраля 2016 года.
15 июля 2017 года дочь административного истца Аверьянова Е.А, 22 июля 2011 года рождения, выписана по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В соответствии с заключением СПб ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N17" от 26 июля 2017 года Аверьянова М.В. страдает "... " и "дата" ей выдана справка, в соответствии с которой указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
17 августа 2017 года Аверьянова М.В. обратилась в Администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с заболеванием.
Письмом администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" Аверьяновой М.В. отказано в удовлетворении заявления, поскольку после ухудшения жилищной обеспеченности прошло менее пяти лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Аверьянова М.В. до обращения в администрацию "адрес" о предоставлении жилого помещения намерено ухудшила свои жилищные условия.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N766-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса гражданам по договорам социального найма вне очереди.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, действующего на дату обращения административного истца к административному ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, "... ", которым страдает Аверьянова М.В, включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включен туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева.
Таким образом, Аверьянова М.В, как проживающая в коммунальной квартире, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получения жилого помещения вне очереди лежит на административном ответчике, которым таких доказательств не представлено, а в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у административного истца заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, до вселения в коммунальную квартиру.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 года N4-п, указал, что в отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 51). Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 187-О).
Принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года N 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
Исключением из этого правила является часть 2 той же статьи, предусматривающая внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1), а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3). Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма - с учетом того, что федеральный законодатель при реализации своих полномочий исходит из имеющихся у государства возможностей, - направлена на защиту интересов таких граждан и потому не может расцениваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N36-О, от 25 февраля 2013 года N192-О, от 23 апреля 2013 года N636-О, от 20 февраля 2014 года N386-О, от 20 марта 2014 года N560-О, от 17 июля 2014 года N1662-О, от 29 сентября 2016 года N2092-О, от 9 февраля 2017 года N215-О и др.).
Отказ администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в предоставлении Аверьяновой М.В, жилого помещения вне очереди не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и не основан на положениях статей 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение суда согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение; 3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле; 4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса; 5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 настоящего Кодекса.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является нарушение или и неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, то решение по делу подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления об обязании администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставить Аверьяновой М.В. жилое помещение вне очереди.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга обеспечить Аверьянову М. В. жилым помещением во внеочередном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.