Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2018 года административное дело N2а-3634/2017 по апелляционной жалобе Безклубенко К. Р. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года по административному исковому заявлению Безклубенко К. Р. к призывной комиссии Санкт-Петербурга, федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Пономарева А.А, действующего на основании ордера NА1749003 от 21 февраля 2018 года и доверенности от 15 марта 2017 года сроком на 3 года, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Безклубенко К. Р. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Санкт-Петербурга от 15 ноября 2016 года N26 о признании временно не годным к военной службе и отмене решения призывной комиссии об освобождении Безклубенко К.Р. от призыва на военную службу;
-обязать призывную комиссию Санкт-Петербурга принять решение об утверждении решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Парнас, от 02 июня 2016 года N16 об освобождении Безклубенко К.Р. от призыва на военную службу;
-взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Безклубенко К.Р. указал, что в период весеннего призыва 2016 года проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого был признан ограниченно годным к военной службе с установлением категории "В" и решением призывной комиссии освобожден от призыва на военную службу, которое было отменено 15 ноября 2016 года решением призывной комиссии Санкт-Петербурга по результатам прохождения контрольного медицинского освидетельствования, ему присвоена категория годности "Г" и предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком на 3 месяца. По мнению административного истца, решение нарушает его право на освобождение от срочной военной службы, так как он страдает заболеванием " "... "", которое является основанием для признания его ограниченно годным к военной службе и освобождении от призыва по пп. "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Безклубенко К.Р. просит решение суда отменить и вынести решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права; на момент освидетельствования у него имелось обострение заболевания "... "; выводы судебно-медицинской экспертизы не основаны на медицинских документах и при вынесении заключения эксперты не приняли во внимание медицинские документы из ГПN104 от 23 октября 2015 года и ГБ N26 от 11 декабря 2015 года.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец телефонограммой, административные ответчики- посредством факсимильной связи.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия), органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Об отложении дела стороны не просили, документы об уважительной причине неявки не представили, административный истец ведет дело через представителя; неявка в судебное заседание сторон не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Безклубенко К.Р, "дата" года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате Санкт-Петербурга по Выборгскому району.
Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 22 апреля 2016 года административный истец признан ограничено годным к военной службе и ему выставлена категория годности "В".
Решением призывной комиссии муниципального округа "Парнас" от 02 июня 2016 года Безклубенко К.Р. освобожден от призыва на военную службу.
Решением призывной комиссии Санкт-Петербурга от 15 ноября 2016 года решение призывной комиссии муниципального образования Парнас от 02 июня 2016 года отменено, Безклубенко К.Р. установлена категория годности к военной службе "Г" и предоставлена отсрочка от призыва сроком на 3 месяца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в период весеннего призыва 2016 года в отношении Безклубенко К.Р. у призывной комиссии не имелось достаточных оснований для вынесения категории годности к военной службе "В" и принятия решения об освобождении от военной службы.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 5.1, части 1 статьи 26, части 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, пункта 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, с учетом Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, Инструкции "О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;
-призыв на военную службу;
-прохождение военной службы по призыву;
-пребывание в запасе;
-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
-о призыве на военную службу,
-о направлении на альтернативную гражданскую службу,
-о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
-об освобождении от призыва на военную службу,
-о зачислении в запас,
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
Как следует из личного дела призывника, в период весеннего призыва 2016 года по результатам медицинского освидетельствования врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Безклубенко К.Р. выставлена категория годности "В" (ограничено годен к военной службе) по статье 58 Расписания болезней.
К статье 58 Расписания болезней относятся язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки.
Категория годности "Г" (негоден к военной службе) присваивается по пункту "а" названной статьи, к которому относятся болезни язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки со значительным нарушением функций.
Категория годности "В" (ограниченно годен к военной службе) присваивается по пункту "б" названной статьи, к которому относятся болезни язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с умеренным нарушением функций и частыми обострениями, и пункту "в", к которому относятся болезни язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с незначительным нарушением функций и редкими обострениями.
К пункту "а" относятся: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, осложненная пенетрацией, стенозом пилоробульбарной зоны (задержка контрастного вещества в желудке больше 24 часов), сопровождающаяся нарушением питания (ИМТ 18,5 - 19,0 и менее), при наличии противопоказаний к хирургическому лечению или отказе от него; язвенная болезнь, осложненная массивным гастродуоденальным кровотечением (снижение объема циркулирующей крови до 30 процентов и более), в течение первого года после указанного осложнения; отсутствие желудка после его экстирпации или субтотальной резекции; последствия резекции желудка, наложения желудочно-кишечного соустья с нарушением питания (ИМТ 18,5 - 19,0 и менее); последствия стволовой или селективной ваготомии с наложением желудочно-кишечного соустья со значительным нарушением функции пищеварения (не поддающиеся лечению демпинг-синдром, упорные поносы, нарушение питания (ИМТ 18,5 - 19,0 и менее), стойкие анастомозиты, язвы анастомозов).
К пункту "б" относятся: язвенная болезнь с частыми (2 и более раза в год) рецидивами язвы в течение последних 2 лет; язвенная болезнь с гигантскими (3 см и более в желудке или 2 см и более в двенадцатиперстной кишке) язвами в течение 5 лет после установления указанного диагноза; язвенная болезнь с каллезными язвами желудка в течение 5 лет после хирургического лечения; язвенная болезнь с внелуковичной язвой в течение 5 лет после установления указанного диагноза; язвенная болезнь с множественными язвами луковицы в течение 5 лет после установления указанного диагноза; язвенная болезнь с длительно не рубцующимися язвами (с локализацией в желудке - 3 месяца и более, с локализацией в двенадцатиперстной кишке - 2 месяца и более) в течение 5 лет после установления указанного диагноза; язвенная болезнь, осложненная перфорацией или кровотечением, с развитием постгеморрагической анемии (в течение 5 лет после указанных осложнений) или грубой рубцовой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки; непрерывно рецидивирующая язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (рецидивы язвы в сроки до 2 месяцев после ее заживления); последствия стволовой или селективной ваготомии, резекции желудка и наложения желудочно-кишечного соустья. Грубой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки считается деформация, отчетливо выявляемая при полноценно выполненной дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, сопровождающаяся замедленной эвакуацией (задержка контрастного вещества в желудке более 2 часов).
В отношении освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки независимо от длительности (стойкости) ремиссии заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "в". В фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка - наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии. При неосложненных симптоматических язвах желудка и двенадцатиперстной кишки категория годности к военной службе определяется в зависимости от тяжести и течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней. При осложненных симптоматических язвах в отношении освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней заключение о категории годности к военной службе выносится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от нарушения функций пищеварения.
При этом наличие язвенной болезни должно быть подтверждено обязательным эндоскопическим исследованием и (или) рентгенологическим исследованием в условиях гипотонии.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
По заключению судебно-медицинской экспертизы, проведенной с 23 мая 2017 года по 19 июня 2017 года в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы", медицинские документы, имеющиеся в личном деле призывника Безклубенко К.Р. на момент проведения медицинского освидетельствования весной и осенью 2016 года не позволяют сделать однозначный вывод о наличии у него "... ". По результатам исследования медицинских документов, эксперты указали, что в представленных в личное дело призывника Безклубенко К.Р. протоколах фиброгастродуоденоскопии от 23 октября 2015 года и от 11 декабря 2015 года указано о наличии "... ", однако, в описательной части протоколов ФГДС не содержится подробное описание морфологических изменений "... ", которые позволяют однозначно трактовать описанную в них " "... "", как следствие имевшейся ранее "... " ( "... ").
При оценке экспертного заключения суд принял во внимание, что экспертиза проведена с соблюдением установленного порядка комиссией экспертов, обладающих специальными познаниями в соответствующей области медицины для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющих достаточный стаж работы. Методы, использованные при экспертном исследовании (исследование и анализ медицинских данных, инструментальный метод исследования), и сделанные на их основе выводы, обоснованны, подтверждаются материалами дела.
Положения части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке заключения экспертов судом не нарушены.
Имеющаяся медицинская документация, характеризующая состояние здоровья Безклубенко К.Р, была исследована экспертами, сведения, изложенные в медицинских документах, содержатся в экспертном заключении.
Также из материалов дела не усматривается, что заключение судебно-медицинской экспертизы противоречит требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Дополнительных медицинских документов, которые не были исследованы при проведении экспертизы, административным истцом не представлено.
Решение призывной комиссии Санкт-Петербурга об отмене решения нижестоящей призывной комиссии принято в соответствии с положениями части 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и с учетом того, что имеющиеся у Безклубенко К.Р. в весенний призыв 2016 года заболевания не позволяли военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе по статье 58 Расписания болезней.
Установление административному истцу категории годности к военной службе "Г" по статье 61 Расписания болезней не нарушает его прав и законных интересов.
Требование административного истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в связи с отказом в удовлетворении административного искового заявления правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безклубенко К. Р. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.