И.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу защитника по доверенности лица, в отношении которого ведется производство по делу, Васильевой Т.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 42 г.Якутска от 27 ноября 2017 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 12 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Николаева А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Руководителем отдела по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - УГСиЖН РС(Я) К. 14 июня 2017 года ******** Николаеву А.С. выдано предписание N.., согласно которому срок принятия мер по устранению указанных в предписании нарушений определен до 01 октября 2017 года. Срок направления в УГСиЖН РС(Я) извещения об исполнении предписания и подтверждающих исполнение документов, установлен до 05 октября 2017 года.
Проверка, по результатам которого выдано предписание, проведена на основании требования прокуратуры РС(Я) от 07 июня 2017 года N...
13 октября 2017 года N... в адрес прокурора РС(Я) поступило обращение руководителя УГСиЖН РС(Я) о необходимости принятия мер прокурорского реагирования, в связи с неисполнением данного предписания в установленный срок, исходя из того, что пункты 1,2,3,4,5 предписания не исполнены, ответ об исполнении предписания направлен начальником Управления архитектуры и градостроительной политики - Главным архитектором г. Якутска 17 октября 2017 года, то есть с нарушением предоставленного срока на 12 дней.
Постановлением заместителя прокурора г.Якутска о возбуждении в отношении Николаева А.С. дела об административном правонарушении от 01 ноября 2017 года неисполнение предписания УГСиЖН РС(Я) квалифицировано по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 42 г.Якутска от 27 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением Якутского городского суда РС(Я) от 12 января 2018 года, должностное лицо Николаев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Заявитель в жалобе просит отменить вступившие в силу судебные решения и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив истребованные материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.1.5, ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч.1 ст.19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относится к полномочиям судьи.
При этом установление признаков состава административного правонарушения, выбор закона, подлежащего применению, и его истолкование в правоприменительной практике должно осуществляться разрешающим дело судьей на основе установления наличия либо отсутствия состава вмененного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что должностное лицо Николаев А.С. частично не выполнил в установленный срок предписание УГСиЖН РС(Я) N... от 14 июня 2017 года об устранении нарушений положений Градостроительного кодекса РФ.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Таким образом, диспозиция ч.6 ст.19.5 КоАП РФ охватывает более узкий круг правового регулирования, чем диспозиция ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и касается, в том числе органов, осуществляющих государственный строительный надзор органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ч.6 ст.19.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к норме, содержащейся в ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, которая является общей нормой и применяется исключительно в отсутствие специальной нормы.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Николаева А.С. к административной ответственности, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, не содержат.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Поскольку по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ Николаеву А.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей, а санкцией ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание, переквалификация действий привлекаемого к административной ответственности лица в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 42 г.Якутска от 27 ноября 2017 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 12 января 2018 года, вынесенные в отношении Николаева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Николаева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Васильевой Т.В. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 42 г.Якутска от 27 ноября 2017 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 12 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Николаева А.С. - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Николаева А.С. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.