И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., изучив жалобу и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) Мухина Р.В. об отмене решения Вилюйского районного Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2017 года, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2017 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "Якутскэнерго",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N... и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (Лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) Мухина Р.В. от 19 июня 2017 года, ПАО "Якутскэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Вилюйского районного суда от 29.09.2017 года постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Верховного Суда РС (Я) 10.11.2017 года, постановление N... и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (Лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) Мухина Р.В. от 19 июня 2017 года, решение судьи Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО "Якутскэнерго" отменено, производство по указанному делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с судебными решениями, должностное лицо Департамента по лесным отношениям РС(Я) просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность. Указывает, что обществом совершено не одно правонарушение, деяния образуют самостоятельные составы административных правонарушений, в связи с чем, положения п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ не подлежат применению, выводы наличия по одному и тому же факту совершения правонарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необоснованны.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которыми установлены требования к пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента по лесным отношениям PC (Я) от 12.04.2017 N.., контролирующим органом в период с 19.04.2017 по 19.05.2017 проведена плановая документарная, выездная проверка в отношении ПАО "Якутскэнерго". Проверка проводилась по месту фактического осуществления деятельности ПАО "Якутскэнерго" в районах республики. В результате проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в бездействии ПАО "Якутскэнерго" по неприятию мер по противопожарному обустройству лесов. Бездействие привлекаемого лица создает угрозу возникновения лесных пожаров на арендуемых лесных участках, что может причинить ущерб лесному фонду и интересам государства. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами об административном правонарушении и актом проверки, что послужило основанием для привлечения к административной ответственности ПАО "Якутскэнерго".
Решением Вилюйского районного суда РС(Я) постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение Департамент, ссылаясь на то, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Судьей установлено, что по всем нарушениям, выявленных в районах республики в результате одной проверки, составлен один акт проверки, и в целях исключения привлечения лица к ответственности за одно и то же правонарушение, дело подлежит возврату в Департамент.
Решением Верховного Суда РС(Я) постановление N... должностного лица Департамента от 19 июня 2017 года, решение Вилюйского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ПАО "Якутскэнерго" отменено, производство по указанному делу об административном правонарушении прекращено на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ судья Верховного Суда РС (Я) сослался на наличие по другому делу привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенному по результатам указанной выше плановой, документарной, выездной проверки.
Указанные выводы суда о необходимости применения при рассмотрении дел об административных правонарушений правил п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ являются ошибочными.
В соответствии с ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что данные нарушения не являются идентичными, так как зафиксированы в акте проверок в разных местах (место и время совершения административного правонарушения во всех случаях иное), что согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ образует самостоятельные административные правонарушения
Поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынести законное и обоснованное постановление, то такое постановление суда подлежит отмене.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, решение Вилюйского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2017 года и решение Верховного Суда РС(Я) от 10 ноября 2017 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) Мухина Р.В. - удовлетворить.
Решение Вилюйского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2017 года и решение Верховного Суда РС(Я) от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "Якутскэнерго" отменить и дело направить на новое рассмотрение в Вилюйский районный суд РС(Я).
И.о. Председателя Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.