И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2017 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица руководителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) " ********" Стародуб О.М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. N... от 09 октября 2017 года руководитель ГКУ РС (Я) " ********" Стародуб О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2017 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2018 года указанное решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенным решением, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильева М.С. ставит вопрос об его отмене, мотивируя тем, что допущены процессуальные нарушения.
Изучив истребованные материалы дела, оценив доводы жалобы, законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, прихожу к следующему.
Из установленных судом обстоятельств дела следует, что 11.10.2016 ГКУ РС (Я) " ********" разместил в Единой информационной системе в сфере закупок информацию о проведении запроса предложений N... на выполнение работ по замене окон. Вскрытие конвертов, открытие доступа к электронным документам заявок участников проведено 18 октября 2016 г, в этот же день размещены в Единой информационной системе в сфере закупок выписка из протокола проведения запроса предложений. В нарушение ч.13 ст.83 ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" руководитель ГКУ РС(Я) " ********" Стародуб О.М. разместила в Единой информационной системе в сфере закупок заявку на участие в запросе предложений с указанием единственного участника, его направившего - ООО " ********", что явилось основанием для привлечения Стародуб О.М. к административной ответственности по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей.
Согласно положениям ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока. По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
В данном случае из материалов дела следует, что временем совершения правонарушения является 18.10.2016, то есть на момент пересмотра постановления районным судом срок привлечения к административной ответственности истек.
Районный суд, прекращая производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока привлечения к административной ответственности, в своем решении указал, что постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 09 октября 2017 года подлежит отмене, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности Стародуб О.М. по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что согласно акту плановой проверки N... от 07.04.2017 факт нарушения ч. 13 ст. 83 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ не установлен, иных документов выявления указанного нарушения не представлено.
Верховный Суд РС (Я) согласился с выводами суда о существенных процессуальных нарушениях, допущенных при привлечении Стародуб О.М. к административной ответственности, и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности.
В данном случае, учитывая, что при рассмотрении жалобы на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 09 октября 2017 года районным судом помимо истечения срока привлечения к административной ответственности были установлены иные основания для отмены обжалуемого постановления, нарушений норм процессуального права не усматривается. Поскольку на дату рассмотрения дела судом годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, что в силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, районный суд правомерно прекратил производство по делу за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не усматривается. При этом необходимо исходить также из следующего.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Так, согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П, поскольку административные правонарушения, которые в отличие от преступлений, влекущих наступление уголовной ответственности, представляют собой меньшую общественную опасность и, по общему правилу, влекут менее строгие меры административной ответственности, имеют для граждан не столь значительные негативные последствия, федеральный законодатель вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. В силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 4 - 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования его за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Учитывая, что срок давности привлечения руководителя ГКУ РС (Я) " ********" Стародуб О.М. к административной ответственности истек, вопрос о наличии события административного правонарушения, виновности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возможность правовой оценки действий привлекаемого лица и направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение утрачена. Исходя из того, что решением судьи производство по делу прекращено, то оно не может быть возобновлено.
Более того, КоАП РФ не содержит положения об отмене решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, с оставлением в силе постановления административного органа.
При таких обстоятельствах решение Алданского районного суда РС (Я) от 07 ноября 2017 года, решение Верховного Суда РС (Я) от 18 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении руководителя ГКУ РС (Я) " ********" Стародуб О.М. не могут быть отменены по основаниям, указанным в жалобе. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. - отказать.
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2017 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица руководителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) " ********" Стародуб О.М. - оставить без изменения.
И.о. Председателя Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.