Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Гаврилова А.В., действующего в интересах начальника тыла Министерства внутренних дел по Республике Алтай Перепелкина А.В. на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 января 2018 года, которым
постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба начальника тыла МВД по Республике Алтай Перепелкина А.В. без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления - начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай от 26 октября 2017 года, начальник тыла МВД по Республике Алтай Перепелкин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 января 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
Защитник начальника тыла МВД по Республике Алтай Гаврилов А.В, не согласившись с вынесенным решением, обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит указанные постановление и решение отменить, прекратить производство по делу ввиду малозначительности деяния, поскольку существенного вреда, негативных последствий от деятельности МВД по Республике Алтай не наступило.
Должностное лицо Перепелкин А.В, будучи извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил в суд своего защитника Гаврилова А.В, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав защитника начальника тыла МВД по Республике Алтай Гаврилова А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Ошлакова А.С, полагавшего решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Из п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от "дата" N... л/с Перепелкин А.В. замещает должность начальника тыла МВД по Республике Алтай, в должностные обязанности которого входит организация работы по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2.37 Должностной инструкции).
В период с 11 мая по 26 июня 2017 года Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена выездная проверка соблюдения МВД по Республике Алтай требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что в процессе производственной деятельности МВД по Республике Алтай образуются отходы I - V класса опасности, однако юридическим лицом не выполняются требования, предусмотренные ст. ст. 11, 14, 18,19 Федерального закона N 89-ФЗ.
В рамках проверки выявлено, что отсутствуют данные о ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по форме, предусмотренной приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"; не установлены нормативы образования и отходов и лимиты на их размещение; коды и наименование отходов не соответствуют Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2017 года, актом проверки от 26 июня 2017 года, распоряжением о проведении проверки от 06 апреля 2017 года и иными материалами дела, которым должностными лицами, рассматривавшими дело, дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное начальником тыла МВД по Республике Алтай Перепелкиным А.В. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, судья городского суда признал правомерным оспариваемое постановление административного органа.
Нахожу, что административное наказание начальнику тыла МВД по Республике Алтай Перепелкину А.В. назначено справедливо, в минимальных пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Основания для дальнейшего снижения наказания, либо признания совершенного деяния малозначительным, отсутствуют.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения, поскольку существенного вреда, негативных последствий от деятельности МВД по Республике Алтай не наступило, является несостоятельным. Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологии, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных или негативных последствий, на отсутствие которых ссылается защитник в жалобе, а в пренебрежительном отношении начальника тыла МВД по Республике Алтай к исполнению своих должностных обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного должностным лицом МВД по Республике Алтай.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и характер совершенного должностным лицом МВД по Республике Алтай правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, нахожу правильным и не подлежащими переоценке выводы должностных лиц, рассматривавших настоящее административное дело, об отсутствии правовых оснований для признания правонарушения малозначительным.
То обстоятельство, что за данное правонарушение к административной ответственности привлечено юридическое лицо - МВД по Республике Алтай не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.9КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 января 2018 года, вынесенные в отношении начальника тыла МВД по Республике Алтай Перепелкина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Гаврилова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.