Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б,
судей - Кокшаровой Е.А, Имансакиповой А.О,
при секретаре - Слабодчиковой А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Янцена Г.И. Янцена В.Г. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 декабря 2017 года, которым
отказано в удовлетворении требований Янцена Г.И. к Администрации муниципального образования "Майминский район" о возложении обязанности произвести кадастровые работы по изменению границ земельных участков с кадастровыми номерами N, работы по изменению границ и площади земельного участка с кадастровым номером N с подготовкой межевого плана, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами N, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером N и его площади.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Янцен Г.И. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Алтай" о возложении обязанности снять обременение с земельного участка с кадастровым номером N в виде земельных участков с кадастровыми номерами N. Требования мотивированы тем, что 10.05.2011 года истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для строительства складского помещения. На предоставленном участке имелись 2 опоры N 33-35 ВЛ-10 кВ, КТП N 14-8-11, в связи со строительством склада с земельного участка были перенесены КТП 14-8-11 и ВЛ-10 кВ N 14-8 от опоры N 33 до опоры N 35. Истец получил разрешение на строительство, заказал проект здания, начал строительство здания складских помещений. В период строительства первого этажа здания склада истек срок аренды земельного участка, для продления срока аренды земельного участка необходимо предоставить в Майминскую сельскую администрацию документы о постановке на учет объекта незавершенного строительства. Для получения технического паспорта на незавершенное строительство истец обратился в МУП "Бюро технической инвентаризации и учета объектов недвижимости МО "Майминский район", однако получил уведомление о невозможности изготовления технического плана на здание склада незавершенного строительства до внесения изменений в кадастровую выписку на земельный участок в связи с тем, что контур здания склада пересекается с контурами земельных участков охранной зоны линии электропередач с кадастровыми номерами N. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N не являются самостоятельными объектами кадастрового учета и входят в состав единого землепользования с кадастровым номером N, то есть не являются обременением ранее предоставленного истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером N.
В ходе судебного разбирательства подал уточненное исковое заявление, предъявив требования к Администрации МО "Майминский район" о возложении обязанности произвести кадастровые работы по изменению границ земельных участков с кадастровыми номерами N, работы по изменению границ и площади земельного участка с кадастровым номером N с подготовкой межевого плана, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами N, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером N и его площади.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Янцена Г.И. Янцен В.Г, в апелляционной жалобе указывает, что постановка на кадастровый учет здания складского помещения незавершенного строительства невозможна без исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N. Судом не принято во внимание то, что сведения о границах земельного участка может внести только его правообладатель. Бездействие органа местного самоуправления лишает истца возможности поставить на кадастровый учет построенный им и согласованный с необходимыми органами власти объект недвижимости. Суд не принял во внимание представленное истцом решение Майминского районного суда от 24.07.2017 года.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя Янцена Г.И. Янцена В.Г, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.05.2011 года между Администрацией МО "Майминский район" (арендодатель) и Янценом Г.И. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 5 лет земельный участок, общей площадью 550 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: для строительства складского помещения.
Судом установлено, что на указанном земельном участке находились столбы ЛЭП, а также имеются ограничения в пользовании указанным земельным участком в связи с наличием охранных зон ЛЭП (земельные участки с кадастровыми номерами N).
В октябре 2012 года произведены работы по выносу КТП-10/0,4 кВ N14-8-11 и участка ВЛ-10 кВ N 14-8 от опоры N 33 до опоры N 35 с указанного земельного участка по адресу: "адрес".
22.12.2015 года Янцену Г.И. выдано разрешение на строительство склада по адресу: "адрес".
24.08.2016 года между Янценом Г.И. и МУП "Бюро технической инвентаризации и учета объектов недвижимости" МО "Майминский район" заключен договор на выполнение работ по изготовлению технического паспорта на здание склада, незавершенное строительством, расположенное по адресу: "адрес".
Из уведомления МУП "БТИ" МО "Майминский район" от 24.08.2016 года следует, что в связи с проведением кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства, а именно здания склада, незавершенного строительством, находящегося по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, было выявлено, что контур здания пересекается с контурами земельных участков с кадастровыми номерами N охранной зоны линии электропередач. Изготовления технического плана на здание склада незавершенного строительством до внесения изменений в кадастровую выписку на земельный участок невозможно.
Согласно ответу ПАО "МРСК Сибири" земельные участки с кадастровыми номерами N не используются для размещения объектов недвижимого имущества, принадлежащих ПАО "МРСК Сибири".
Разрешая спор, руководствуясь ст.ст. 1, 36, 37 Федерального закона "О кадастровой деятельности", принимая во внимание то, что действующее законодательство не содержат обязанности владельца земельного участка производить кадастровые работы, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца к Администрации МО "Майминский район" о возложении обязанности произвести кадастровые работы по изменению границ земельных участков с кадастровыми номерами N, работы по изменению границ и площади земельного участка с кадастровым номером N с подготовкой межевого плана.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требования Янцена Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами N, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером N и его площади, суд указал на то, что истцом не представлены доказательства поступления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай документов, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами N, а также границ и площади земельного участка с кадастровым номером N.
Однако судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N218-ФЗ указано на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Таким образом, Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, иные случаи снятия с кадастрового учета о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Учитывая, что данном случае не имеется спора о праве на земельные участки с кадастровыми номерами N, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в осуществлении права на судебную защиту.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 года NД23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Между тем доводы истца об отсутствии иной возможности восстановления и защиты его прав, кроме как посредством рассмотрения спора об исключении сведений о местоположении спорных земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости, как о том ставился вопрос в исковом заявлении, не были учтены судом первой инстанции.
Обращаясь с заявлением, Янцен Г.И. указал, что подтвержденный факт установления границ спорных земельных участков внутри предоставленного ему земельного участка и наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о них препятствует выполнению работ по постановке на кадастровый учет здания склада.
Принимая во внимание то, что границы спорных земельных участков определены внутри земельного участка, предоставленного в аренду Янцену Г.И, и это препятствует ему как собственнику склада, контуры здания которого пересекаются с контурами спорных земельных участков, и построенного на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство здания склада в таких границах, постановке данного склада на государственный кадастровый учет, учитывая отсутствие на территории спорных земельных участков опор ЛЭП, а также то, что у истца отсутствует иная возможность восстановления и защиты своих прав, кроме как посредством рассмотрения спора об исключении сведений о местоположении спорных земельных участков, судебная коллегия находит необходимым исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами N.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требования Янцена Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами N и их площади подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с нарушением норм материального права, с принятием в данной части нового решения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ спорных земельных участков.
В удовлетворении иных заявленных Янценом Г.И. требований судом обоснованно отказано, так как удовлетворение иска в остальной части не приведет к восстановлению его прав.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 декабря 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требования Янцена Г.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о возложении обязанности внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами N и их площади.
Принять по делу в данной части новое решение, которым исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами N.
В остальной части решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 декабря 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - О.Е. Красикова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.