Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Митрофановой Л.Ф. и Хасаншина Р.Р,
при секретаре судебного заседания Бикчантаеве Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МУП г. Казани "Водоканал" Салахова М.И. на решение Советского районного суда г. Казани от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия МУП "Водоканал", Исполнительного комитета МО г. Казани по водоотведению дренажных и поверхностных вод
г. Казани в отсутствие утвержденных нормативов сбросов веществ и разрешения на сброс, по водоотведению в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и сбросе дренажных и поверхностных вод в Куйбышевское водохранилище (р. Волга) с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по семи перекачивающим насосным станциям: 1) у Южной дамбы г. Казани, пос.Отары, ул. Поперечно-Отарская; 2) в районе Волжской дамбы г. Казани, пос. Кукушкино, ул. Магистральная; 3) в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; 4) в районе Кремлевской набережной дамбы г. Казани; 5) в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; 6) в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; 7) в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
Обязать МУП "Водоканал", Исполнительный комитет МО г. Казани обеспечить нормативную очистку дренажных и поверхностных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище (р. Волга), перекачивающими насосными станциями: 1) у Южной дамбы г. Казани,
пос. Отары, ул. Поперечно-Отарская; 2) в районе Волжской дамбы г. Казани, пос. Кукушкино, ул. Магистральная; 3) в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; 4) в районе Кремлевской набережной дамбы г. Казани;
5) в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; 6) в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; 7) в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
Обязать МУП "Водоканал", Исполнительный комитет МО г. Казани разработать и направить на утверждение в уполномоченный государственный орган проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов по семи перекачивающим насосным станциям: 1) у Южной дамбы г. Казани, пос. Отары, ул. Поперечно-Отарская; 2) в районе Волжской дамбы г. Казани, пос. Кукушкино, ул. Магистральная; 3) в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; 4) в районе Кремлевской набережной дамбы г. Казани; 5) в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; 6) в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; 7) в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
Обязать МУП "Водоканал", Исполнительный комитет МО г. Казани устранить нарушения природоохранного законодательства, выраженные в сбросе загрязняющих (вредных) веществ в водный объект в отсутствие соответствующего разрешения, путем направления в уполномоченный государственный орган документов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих (вредных) веществ в водный объект из семи перекачивающих насосных станций: 1) у Южной дамбы г. Казани,
пос. Отары, ул. Поперечно-Отарская; 2) в районе Волжской дамбы г. Казани, пос. Кукушкино, ул. Магистральная; 3) в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; 4) в районе Кремлевской набережной дамбы г. Казани;
5) в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; 6) в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; 7) в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
Обязать МУП "Водоканал", Исполнительный комитет МО г. Казани устранить нарушения природоохранного законодательства, выраженные в отсутствие решения на право пользования водным объектом, путем направления в уполномоченный государственный орган документов, необходимых для принятия решения о предоставлении водного объекта в целях сброса дренажных и поверхностных вод из семи перекачивающих насосных станций: 1) у Южной дамбы г. Казани, пос. Отары, ул. Поперечно-Отарская; 2) в районе Волжской дамбы г. Казани, пос. Кукушкино,
ул. Магистральная; 3) в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая;
4) в районе Кремлевской набережной дамбы г. Казани; 5) в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; 6) в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; 7) в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
Установить срок для исполнения решения до 31.12.2019 включительно.
Взыскать с МУП "Водоканал" в бюджет МО г. Казани государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей МУП г. Казани "Водоканал" Ибрагимовой А.А. и Смирновой Н.М, поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Казанского межрайонного природоохранного прокурора Псардия Н.Н, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан Белякову С.А. и Круглова М.В, представителя МУП г. Казани "Городское благоустройство" Никитина Л.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился к МУП г. Казани "Водоканал" с иском о признании действий незаконными, возложении обязанности обеспечить нормативную очистку поверхностных и дренажных вод, разработать проект нормативов сбросов, принять меры к получению решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. В обоснование иска указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой и Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан были проведены проверки исполнения ответчиком природоохранного законодательства при отведении дренажных и поверхностных вод в Куйбышевское водохранилище (р. Волга) и р. Казанка. В ходе проверок установлено, что на балансе МУП г. Казани "Водоканал" находятся дренажные насосные станции защитных гидротехнических сооружений города: N 1 - у Южной дамбы г. Казани, п. Отары,
ул. Поперечно-Отарская; N 2 - в районе Волжской дамбы г. Казани,
п. Кукушкино, ул. Магистральная; N 3 - в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; N 4 - в районе Кремлёвской набережной дамбы г. Казани; N 5 - в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; N 6 - в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; N 7 - в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани. Ответчиком осуществляется водоотведение дренажных и поверхностных вод в отсутствие утверждённых нормативов допустимых сбросов, а также в отсутствие разрешения на пользование водным объектом. В составе сбрасываемых перекачивающими насосными станциями вод выявлено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в частности по железу, ионам аммония, сульфатам, нефтепродуктам и т.д. Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем прокурор просил признать незаконными действия МУП г. Казани "Водоканал" по осуществлению водоотведения дренажных и поверхностных вод г. Казани в отсутствие разрешения на сброс и в отсутствие утвержденных нормативов сбросов веществ; по водоотведению в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; в сбросе дренажных и поверхностных вод в Куйбышевское водохранилище (р. Волга) с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по семи указанным перекачивающим насосным станциям; обязать МУП г. Казани "Водоканал" обеспечить нормативную очистку дренажных и поверхностных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище (р. Волга) указанными перекачивающими насосными станциями; обязать ответчика разработать и направить на утверждение в уполномоченный государственный орган проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов по семи перекачивающим насосным станциям; обязать МУП "Водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства, выраженные в сбросе загрязняющих (вредных) веществ в водный объект в отсутствие соответствующего разрешения путём направления в уполномоченный государственный орган документов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих (вредных) веществ в водный объект из семи перекачивающих насосных станций; обязать МУП г. Казани "Водоканал" устранить нарушения природоохранного законодательства, выраженные в отсутствие решения на право пользования водным объектом путём направления в уполномоченный государственный орган документов, необходимых для принятия решения о предоставлении водного объекта в целях сброса дренажных и поверхностных вод из семи перекачивающих насосных станций; установить срок для устранения нарушений - до 31 декабря 2018 года.
Определением суда первой инстанции от 8 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечён Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее ИК МО г. Казани).
Представитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора Псардия Н.Н. в суде первой инстанции иск поддержал.
Представители ответчика МУП г. Казани "Водоканал" Ибрагимова А.А. и Смирнова Н.М. в суде первой инстанции иск не признали.
Представитель ответчика ИК МО г. Казани Сафин Р.Н. в суде первой инстанции иск не признал.
Представитель третьего лица МУП г. Казани "Городское благоустройство" Баширова Г.А. в суде первой инстанции оставила решение на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан, МКУ "Комитет внешнего благоустройства ИК МО
г. Казани" в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МУП г. Казани "Водоканал" просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных к названному Предприятию требований, принять в этой части новое решение об отказе в иске. В жалобе указано, что насосные станции входят в систему гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Казани, собственником которых является муниципальное образование г. Казани. Указанные дренажные насосные станции были приняты МУП г. Казани "Водоканал" без присоединенных к ним трубопроводов; станции не влияют на качество дренажных и ливневых стоков, которые перекачиваются из сетей, которые не закреплены за ответчиком. Податель жалобы полагает, что обязанность по очистке дренажных и поверхностных вод должна быть возложена на собственника гидротехнических сооружений, поскольку очистка стоков должна происходить на очистных сооружениях, а не на насосных станциях. Апеллянт отмечает, что обязанность по организации соблюдения санитарного законодательства при сбросе стоков лежит на МКУ "Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани". Кроме того, в соответствии с Правилами пользования сетями ливневой канализации, утверждёнными постановлением руководителя ИК МО г. Казани от 18 апреля 2013 года
N 3740, обязанность по исключению сбросов в сеть канализации загрязняющих веществ лежит на абонентах, которые осуществляют сброс стоков в названную сеть.
Представитель ответчика ИК МО г. Казани, представитель третьего лица МКУ "Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани" в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии уважительных причин для их неявки не имеется, то судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положениям п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Пунктом 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что под сточными водами применительно к положениям названного Кодекса понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с положениями ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 той же статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
В соответствии с положениями п.п. 1 и 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
На основании положений п. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
По делу установлено, что на основании дополнительного соглашения от 8 февраля 2010 года к договору о передаче имущества в хозяйственное ведение N 2/13 от 22 сентября 2003 года за МУП г. Казани "Водоканал" в числе иного имущества на праве хозяйственного ведения были закреплены семь дренажных насосных станций: N 1 - у Южной дамбы г. Казани, п. Отары, ул. Поперечно-Отарская; N 2 - в районе Волжской дамбы г. Казани, п. Кукушкино, ул. Магистральная; N 3 - в районе Портовой дамбы г. Казани, ул. Портовая; N 4 - в районе Кремлёвской набережной дамбы г. Казани; N 5 в районе Федосеевской дамбы г. Казани, ул. Федосеевская; N 6 - в районе Нижнезареченской дамбы г. Казани, ул. Пролетарская; N 7 - в районе улиц Боевая, Клары Цеткин г. Казани.
14 ноября 2012 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан была проведена проверка в сфере охраны водных объектов, в ходе которой установлено, что МУП г. Казани "Водоканал" осуществляет пользование поверхностным водным объектом - Куйбышевским водохранилищем (р. Волга) - в целях сброса без очистки дренажных и поверхностных вод г. Казани перекачивающими насосными станциями в отсутствие документа, на основании которого возникает право пользования водным объектом. Кроме того, предприятие осуществляет водоотведение дренажных и поверхностных вод в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и соответствующего разрешения на сброс. Также в составе сбрасываемых дренажных и поверхностных вод выявлено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе по железу, ионам аммония, сульфатам, нефтепродуктам. При этом ответчик осуществляет водоотведение в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан N 978 от 6 декабря 2012 года ответчик был привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений ответчик в период с 2013 по 2017 годы неоднократно привлекался к административной ответственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что указанные прокурором действия ответчика являются незаконными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности иска заявленного к МУП г. Казани "Водоканал" иска.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как указывалось выше, в апелляционной жалобе выражается мнение об отсутствии оснований для привлечения МУП г. Казани "Водоканал" к гражданско-правовой ответственности.
Приведённые в жалобе доводы судебная коллегия принять не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат приведённым положениям закона.
Кроме того, судебная коллегия отмечает следующие обстоятельства.
В силу положений ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года по делу N А65-18704/2016 было удовлетворено заявление Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан к
МУП "Водоканал" г. Казани о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал 2015 года в размере 55473292 руб. 82 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2017 года и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2017 года названное решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года было оставлено без изменения.
Указанными судебными постановлениями установлено, в частности, что МУП г. Казани "Водоканал", осуществляя деятельность по перекачке стоков через дренажно-насосные станции, является водопользователем и обязано получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Также названными актами арбитражных судов установлено, что в ходе эксплуатации насосных станций и сброса загрязнённых стоков в водные объекты МУП г. Казани "Водоканал" осуществляет негативное воздействие на окружающую среду. Арбитражными судами были оценены и отклонены доводы ответчика о том, что станции не влияют на качество дренажных и ливневых стоков, которые только перекачиваются из сетей, которые не закреплены за ответчиком.
С учётом изложенного доводы жалобы о том, что обязанность по очистке дренажных и поверхностных вод должна быть возложена исключительно на собственника гидротехнических сооружений, судебная коллегия принять не может.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по организации соблюдения санитарного законодательства при сбросе стоков лежит на
МКУ "Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани", а обязанность по исключению сбросов в сеть канализации загрязняющих веществ лежит на абонентах, которые осуществляют сброс стоков в названную сеть, основанием для отказа в удовлетворении иска служить не могут. Указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения обязанностей, установленных приведёнными нормами закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на МУП г. Казани "Водоканал" обязанность по устранению выявленных нарушений.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами не обжалуется, то его законность и обоснованность в силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328,
ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 18 декабря
2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МУП г. Казани "Водоканал" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.