Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р,
при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) Залялова Р.Г. на решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года, которым постановлено:
решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) N 1251351/17 от 2 ноября 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) включить Одинцову С.В. в специальный педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии период службы в Вооруженных Силах с 29 июня 1987 года по 20 мая 1989 года и назначить ему досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24 октября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Одинцов С.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периода военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначению досрочной пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 24 октября 2017 года в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчик необоснованно не зачел период прохождения им военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 29 июня 1987 года по 20 мая 1989 года. По изложенным основаниям он просил суд включить спорный период в его специальный стаж и возложить на ответчика обязанность по назначению ему досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж Одинцова С.В. спорного периода, поскольку осуществление педагогической деятельности истец начал только 27 июня 1994 года, в связи с чем не мог рассчитывать на включение имевшего ранее - до 1 октября 1993 года периода военной службы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Истцом представлены письменные возражения на апелляционную жалобы представителя ответчика, в которых указывается о необоснованности приведенных в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 24 октября 2017 года Одинцов С.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 2 ноября 2017 года N 1251351/17 в назначении досрочной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 23 года 1 месяц 24 дня. При этом оспариваемый истцом период военной службы по призыву в его специальный стаж ответчиком включен не был.
Удовлетворяя заявленные истцом требования и возлагая на пенсионный орган обязанность включить в его специальный стаж период прохождения военной службы по призыву, суд руководствовался подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Так, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации указанных законоположений Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 которого для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, может применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
При этом в силу подпункта "в" пункта 3 этого же постановления по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, - применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно подпункту "г" пункта 1 вышеуказанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Названное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода военной службы по призыву не предусмотрена.
Таким образом, действовавшее до 1 октября 1993 года правовое регулирование предусматривало включение в стаж работы по специальности перечисленных в Положении периодов работы и иной деятельности, в том числе периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, исключительно определенной категории лиц - учителей и других работников просвещения.
Между тем из представленных в деле копий военного билета и трудовой книжки Одинцова С.В. видно, что в период с 29 июня 1987 года по 20 мая 1989 года он проходил военную службу по призыву, к осуществлению педагогической деятельности впервые приступил 27 апреля 1994 года в качестве помощника воспитателя интерната в Стародрожжановскую среднюю школу и до 1 октября 1993 года соответствующего стажа не имел.
В связи с этим ссылка суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой положения статьи 6 (часть 2), статьи 15 (часть 4), статьи 17 (часть 1), статьи 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в рассматриваемом случае является ошибочной.
Как уже было отмечено выше, осуществление педагогической деятельности истец начал после изменения законодательства, которое на тот момент не предполагало возможности включения военной службы по призыву в специальный стаж педагогических работников и предвидел то, что не мог рассчитывать на включение этого периода в указанный стаж.
С учетом приведенной мотивации обжалуемое решение в части включения в специальный стаж истца периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 29 июня 1987 года по 20 мая 1989 года подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Поскольку без учета этого периода работы специальный стаж истца на день обращения в пенсионный орган составлял менее 25 лет, правовых оснований для признания решения ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 24 октября 2017 года у суда также не имелось. Поэтому в данной части обжалуемое решение судебной коллегией отменяется и принимается новое - об отказе в иске.
Кроме того, в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) подлежит взысканию 3 000 рублей в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Одинцова Сергея Валериевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периода военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначению досрочной пенсии отказать.
Взыскать с Одинцова Сергея Валериевича в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) 3 000 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.