Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьиМочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 декабря 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным не обеспечение Пестовой Натальи Федоровны лекарственным препаратом Риоцигуат (Адемпас) в необходимом объеме.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по медицинским показателям бесплатно обеспечивать Пестову Наталью Федоровну лекарственным препаратом Риоцигуат (Адемпас) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
В остальной части административного иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Пестова Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В обоснование требований указала, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию, в 2016 году ей был поставлен диагноз высокая легочная гипертензия, синдром Эйзенменгера, она получала лечение препаратом Силденафил.
В августе 2017 года в связи с ухудшением здоровья Пестова Н.Ф. была госпитализирована в Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - ФГБУ) "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации, где уточнен ее диагноз - первичная легочная гипертензия, код заболевания I27.0, что относится к орфанным заболеваниям, и назначены лекарственные препараты Силденафил (Ревацио) и Риоцигуат (Адемпас).
Решением врачебной комиссии государственного автономного учреждения здравоохранения (далее - ГАУЗ) "Уруссинская центральная районная больница Ютазинского муниципального района Республики Татарстан" от 11 сентября 2017 года Пестовой Н.Ф. по жизненным показаниям ей назначены препараты Силденафил (Ревацио) и Риоцигуат (Адемпас).
Поскольку в июле 2017 года решением суда на Министерство здравоохранения Республики Татарстан уже была возложена обязанность обеспечивать Пестову Н.Ф. лекарственным препаратом Силденафил, в сентябре 2017 года она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее препаратом Риоцигуат, однако получила отказ.
Просила признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении Пестовой Н.Ф. лекарственным препаратом Риоцигуат (Адемпас), обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан устранить допущенное нарушение ее прав и обратить решение к немедленному исполнению.
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено частично.
На решение суда Министерством здравоохранения Республики Татарстан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, поскольку лекарственное обеспечение Пестовой Н.Ф. должно осуществляться за счет средств федерального бюджета как страдающей одним из семи финансово-затратных заболеваний и как инвалида второй группы. Эти полномочия возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации. В бюджете Республики Татарстан на 2017 год расходы на обеспечение таких больных предусмотрены не были.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Пестова Н.Ф. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, в 2016 году ей был поставлен диагноз высокая легочная гипертензия, синдром Эйзенменгера, врачебной комиссией ГАУЗ "Уруссинская центральная районная больница Ютазинского муниципального района Республики Татарстан" принято решение о назначении лекарственного препарата Силденафил.
Поскольку Министерством здравоохранения Республики Татарстан было отказано в льготном обеспечении Пестовой Н.Ф. указанным препаратом, вступившим в законную силу решением Вахитовского районного суда города Казани от 4 июля 2017 года на Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложена обязанность по медицинским показателям бесплатно обеспечивать Пестову Н.Ф. лекарственным препаратом Силденафил в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом
В связи с ухудшением состояния здоровья 9 августа 2017 года Пестова Н.Ф. она госпитализирована в ФГБУ "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации, где ей выставлен диагноз первичная легочная гипертензия, код заболевания I27.0, назначен лекарственный препарат Риоцигуат.
Решением врачебной комиссии ГАУЗ "Уруссинская центральная районная больница Ютазинского муниципального района Республики Татарстан" от 11 сентября 2017 года подтвержден выставленный Пестовой Н.Ф. диагноз и по жизненным показаниям назначены препараты Силденафил и Риоцигуат.
На основании указанного решения Пестова Н.Ф. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее препаратом Риоцигуат, однако письмом от 29 сентября 2017 года ей было фактически отказано в этом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены инвалиды второй группы), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В силу статьи 37 Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
В отношении заболевания Пестовой Н.Ф. (легочная артериальная гипертензия) Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N1446н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи (условия оказания: амбулаторно).
В стандарте первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденном Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 года N1446н, препарат Риоцигуат (Адемпас) не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебных комиссий утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
Названным приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям (пункт 4.7).
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Как уже приведено выше, решением врачебной комиссии ГАУЗ "Уруссинская центральная районная больница Ютазинского муниципального района Республики Татарстан" Пестовой Н.Ф. назначены препараты Силденафил (Ревацио) и Риоцигуат (Адемпас).
Поскольку врачебной комиссией, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона, по жизненным показаниям Пестовой Н.Ф. назначен препарат Риоцигуат (Адемпас), оснований для отказа административному истцу в льготном обеспечении этим препаратом не имеется.
С учетом вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и соглашается с решением суда первой инстанции о частичном удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лекарственное обеспечение Пестовой Н.Ф. должно осуществляться за счет средств федерального бюджета как страдающей одним из семи финансово-затратных заболеваний, несостоятельны, поскольку Пестова Н.Ф. не входит в перечень лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Статья 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает формирование Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, который должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого требования Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который на настоящий момент включено 24 редких заболевания, в том числе под номером 23 - легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) - код I27.0.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.