Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Рогозина К.В.
судей:
Подлесной И.А, Харченко И.А.
при секретаре:
Сухачевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года, принятое по гражданскому делу по исковому заявлению Литвин Виктории Николаевны, действующей в интересах ФИО22, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республике Крым, третье лицо: Отдел по делам несовершеннолетних и защите из прав Администрации Ленинского района Республики Крым о признании незаконным бездействия территориального управления Пенсионного фонда Российской Федерации, признании незаконным отказа в назначении и выплате пенсии, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию,
УСТАНОВИЛА:
15 мая 2017 года Литвин В.Н. обратилась к ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе с иском, в котором просит признать незаконным бездействие ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе по назначению и выплате ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, социальной пенсии за период с 18 мая 2016 года по 26 январь 2017 года включительно; признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе от 06 декабря 2016 г. N10-8-000179 в назначении и выплате социальной пенсии несовершеннолетнему ребёнку- инвалиду ФИО15; обязать ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе назначить и выплатить ФИО16 социальную пенсию за период с 18 мая 2016 года по 26 январь 2017 года включительно.
Требования мотивированы тем, что она является матерью несовершеннолетнего ФИО17 которому установлен диагноз "инвалид детства"; решением Ленинского райсуда Республики Крым вступившим в законную силу 18 мая 2016года ее несовершеннолетнему сыну установлен факт постоянного проживания на территории Республики Крым, в связи с чем она 29 февраля 2016 года обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе с заявлением о назначении и выплате Литвину А.В. пенсии по инвалидности с даты вступления решения суда в законную силу, однако 6 декабря 2016 года решением за N10-8-000179 в назначении и выплате социальной пенсии ей было отказано по основаниям отсутствия свидетельства о регистрации ФИО18; в последующем после предоставления недостающего документа выплата пенсии осуществлялась с момента регистрации ФИО19 по месту жительства. Указанные действия ответчика считает незаконными.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие ГУ -УПФ РФ в Ленинском районе по назначению и выплате Литвину А.В. рождения социальной пенсии за период с 18 мая 2016 года по 26 января 2017 года.
Признан незаконным отказ ответчика от 6 декабря 2016 года N10-8-000179 в назначении и выплате социальной пенсии несовершеннолетнему ребёнку ФИО20. в период с 18 мая 2016 года.
Так же на ответчика возложена обязанность назначить и выплатить ФИО21 социальную пенсию за период с 18 мая 2016 года по 26 января 2017 года включительно.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ -УПФ РФ в Ленинском районе просит принятое решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 42, 43 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 958н от 28 ноября 2014 года, для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации, а для назначения социальной пенсии по инвалидности в дополнение необходим документ об установлении инвалидности. П. 57 указанного перечня предусмотрено, что документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы. Истицей свидетельство о регистрации ФИО23 по месту жительства на территории Российской Федерации было предоставлено в последствии, после подачи заявления, в котором указано, что место постоянного проживания ФИО24 было зарегистрировано с 27 января 2017 года, что и послужило основанием для назначения пенсии по инвалидности с указанной даты.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Литвин В.Н. является матерью ФИО25 "адрес".
Согласно корешка медицинского заключения N66 от 23 декабря 2010 года ФИО26 является ребенком-инвалидом (л.д. 14)
Вступившим в законную силу Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года установлен факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года ФИО27 (л.д.13)
29 февраля 2016 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ее сыну- ФИО28 социальной пенсии по инвалидности, приложив перечисленные в заявлениях документы (л. д. 17-18).
06 декабря 2016 года решением ГУ - ПФ РФ в Ленинском районе N10-8-00179 истице отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности ее сыну ФИО29 в связи с отсутствием свидетельства о регистрации по месту жительства. (л.д. 22)
Решением ГУ - ПФ РФ в Ленинском районе от 28 апреля 2017 года ФИО30 назначена социальная пенсия по инвалидности с даты регистрации по месту жительства - с 27 января 2017 года.(л.д.25-26)
Удовлетворяя исковые требования, суд, ссылаясь на положения Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", разъяснений пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года, Правила утверждённые приказом Минтруда России от 17 декабря 2014 года N884 н исходил из того, что истицей при подаче заявления в пенсионный орган предоставлены все необходимые документы.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: дети-инвалиды.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Литвин В.Н. решением суда от 05 августа 2014 года установлен факт постоянного проживания на территории Республики Крым, в частности по адресу: по "адрес", на юридически значимую дату;(дл.д.11) выдан паспорт гражданина Российской Федерации, в разделе дети, которого, указан ее сын ФИО31
Судебная коллегия отмечает, что согласно Семейного законодательства Российской Федерации местом проживания несовершеннолетних детей является место проживания их родителей.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2016 года установлен факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года ФИО32, так же указанным решением установлено, что ФИО33 с 2010 года по настоящее время проживает со своей матерью Литвин Н.В, по "адрес"; с 2012 года наблюдается в ГБУЗ "Ленинская ЦРБ" (л.д. 13) В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Согласно штампа о регистрации ФИО34 27 января 2017 года зарегистрирован по адресу: "адрес".(л.д. 8)
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия находит выводы суда об удовлетворении заявленных требований правильными, так как из представленных документов следует, что ФИО35 имеет документально подтвержденный статус "ребенок-инвалид", постоянно проживает на территории Российской Федерации, что подтверждается, в том числе решением суда, а так же установленными ним обстоятельствами; при этом материалы дела не содержат и ответчиком не предоставлено сведений о месте жительства ФИО36 за пределами Российской Федерации. При таких обстоятельствах, учитывая что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, имеются условия для получения пенсии, установленной п.п. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчиком при приеме заявления Литвин Н.В. о назначении ее сыну ФИО37 социальной пенсии по инвалидности не был выполнены требования п. 20 Правил утверждённых приказом Минтруда России от 17 декабря 2014 года N884 н, по смыслу которых, на ответчика при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, возложена обязанность указать вместе с другими данными перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления.
Так материалы дела не содержат какие-либо доказательства, свидетельствующие о получении истцом, как в день подачи заявления, так и до постановления решения об отказе в назначении пенсии, каких-либо разъяснений от ГУ -УПФ РФ в Ленинском районе содержащих сведения о необходимости предоставлении дополнительных документов, кроме тех, что уже предоставлены.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействий ответчика по назначению пенсии ФИО38 а так же, незаконности постановленного ответчиком решения от 06 февраля 2016 года об отказе в назначении ФИО39 социальной пенсии по инвалидности.
При определении периода, с которого следует назначить и выплачивать социальную пенсию по инвалидности следует исходить из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 и положений ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ по смыслу которых, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением указанный орган, либо с более раннего срока, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Принимая во внимание, указанные нормы и разъяснения, а так же целевое назначение и сущность социальных пенсий, наличии конституционной обязанности у государства по установлению гарантий социальной защиты выражающихся в недопустимости положения, при котором нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, учитывая что государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию для истца и ее сына, судебная коллеги полагает обоснованным вывод суда о возложении обязанности на ответчика по назначению и выплате пенсии с 18 мая 2016 года, т.е. даты возникновения права у ФИО40 на социальную поддержку государства как гражданина Российской Федерации, в связи с приобретением гражданства РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, которые не установлены судом первой инстанции и которые могут повлиять на решение суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.