судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С, судей Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре Чирко А.Л,
по докладу судьи Аврамиди Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску администрации г. Симферополя Республики Крым к Абкелямовой Медине, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Толокновская Людмила Николаевна о признании недействительным постановления, его отмене и прекращении права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Симферополя Республики Крым Быковской Светланы Юрьевны на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" года,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2017 года администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя с иском к Абкелямовой Медине о признании недействительным пункта "данные изъяты" приложения к постановлению администрации города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" в части передачи Абеклямовой Медине земельного участка, площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: г. "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты" в собственность в порядке завершения оформления прав. Также просит прекратить право собственности за Абкелямовой Медине на земельный участок, площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" 3, кадастровый номер "данные изъяты" признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности за Абкелямовой Медине на земельный участок, площадью "данные изъяты" "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты". Абкелямова Медине обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" с целью завершения оформления права на земельный участок. Основанием для обращения послужило решение 70-й сессии VI созыва Симферопольского городского совета от "данные изъяты", согласно которому ответчице предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "данные изъяты", для строительства и обслуживания жилого дома.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" Абкелямовой Медине предоставлен в собственность земельный площадью "данные изъяты" га, расположенный в районе дома N "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты", то есть большей площадью, чем предусмотрено решением Симферопольского городского совета.
Таким образом, по мнению истца, основания для предоставления Абкелямовой Медине земельного участка, площадью "данные изъяты" га у Администрации города Симферополя не имелось.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты". к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" по ходатайству Администрации города Симферополя Республики Крым приняты обеспечительные меры по иску в виде запрета ответчику, а также другим лицам совершать определенные действия, направленные на совершение каких-либо гражданско-правовых сделок в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "данные изъяты" 3. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым запрещено осуществлять какие-либо действия, направленные на государственную регистрацию прав в отношении данного земельного участка.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечена Толокновская Людмила Николаевна.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" года в удовлетворении иска Администрации города Симферополя Республики Крым отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы повторяют обстоятельства, изложенные в иске. Так, апеллянт указывает, что в решении Симферопольского городского совета от "данные изъяты" ответчице было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью "данные изъяты" га, а администрация города Симферополя в своем постановлении предоставила земельный участок иной площадью "данные изъяты", прав на который у ответчицы не имелось.
Представитель истца Клеев И.С. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. При этом пояснил, что основанием признания незаконным постановления о передаче земельного участка в собственность истицы является предоставление земельного участка большего размера, чем предусмотрено в решении о разрешении на разработку проекта отвода.
Представитель ответчика Адабашев Т.К. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо Толокновская Л.Н. в суде апелляционной инстанции просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в связи с чем согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку предоставление ответчице земельного участка площадью "данные изъяты" га по адресу г. "данные изъяты" в порядке завершения оформления прав по решению Симферопольского городского совета от "данные изъяты" Абкелямовой Медине о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью "данные изъяты" не противоречит требованиям закона и не нарушает прав истца. В связи с чем, суд так же отказал в удовлетворении требований о прекращении права собственности Абкелямовой Медине на земельный участок, площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: г "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности за Абкелямовой Медине на земельный участок.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что решением "данные изъяты" сессии "данные изъяты" созыва Симферопольского городского совета от "данные изъяты" Абкелямовой Медине предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью "данные изъяты" га для строительства и обслуживания жилого дома по "данные изъяты"
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на ту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Согласно п. 4 Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган. К заявлению о предоставлении земельного участка, в частности, прилагаются копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона и кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащие сведения о его границах (п. 6, 7 Порядка).
При этом согласно п. 22 данного Порядка площадь земельного участка, установленная в результате выполнения кадастровых работ, не может превышать площади земельного участка, указанной в разрешении на разработку документации, более чем на 10%.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым "О создании Администрации города Симферополя Республики Крым" от "данные изъяты" "данные изъяты" создана Администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения. Определено, что Администрация города Симферополя Республики Крым образуется для осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами Российской Федерации, Республики Крым, нормативными правовыми актами Республики Крым и Симферопольского городского совета Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с положениями ч. 1, 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
"данные изъяты" Абкелямова Медине в порядке завершения оформления прав на земельные участки, обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность для строительства и обслуживания жилого дома земельного участка, расположенного "данные изъяты", в районе дома N "данные изъяты" К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка, копия паспорта на имя Абкелямовой М, копия выписки из решения "данные изъяты" сессии "данные изъяты" Симферопольского городского совета от "данные изъяты"
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от "данные изъяты" площадь сформированного земельного участка по адресу: Республика Крым, "данные изъяты" в районе дома N "данные изъяты" составляет "данные изъяты" кв.м.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" в собственность Абкелямовой Медине предоставлен земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: г. "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", что следует из п. 74 приложения к указанному постановлению.
На момент принятия оспариваемого постановления, решение сессии "данные изъяты" сессии "данные изъяты" созыва Симферопольского городского совета "данные изъяты" в части предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка Абкелямовой Медине было действующим, что было подтверждено представителем истца в судебном заседании суда первой инстанции.
Согласно выписке из Единого государственно реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от "данные изъяты" правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", является Абкелямова Медине, номер регистрации права собственности "данные изъяты".
Статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита гражданских прав.
В силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Предусмотренное частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм право определять предмет и основание иска принадлежит истцу.
Абзацем 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Предмет иска - это избранный истцом способ защиты права, а основание иска - обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований является процессуальным правом, принадлежащим истцу, и может быть использовано им лишь до принятия решения судом первой инстанции. При этом, выбор истцом конкретного основания либо предмета иска влияет на обоснованность заявленного требования и, как следствие, выбор надлежащего способа защиты нарушенного права, способного привести к его восстановлению.
Как следует из содержания иска, истец связывает незаконность предоставления земельного участка ответчице с превышением его размера, ссылаясь на то, что Абкелямовой М. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью "данные изъяты" "данные изъяты" га, а администрацией города Симферополя предоставлен в собственность земельный участок иной площадью "данные изъяты" га, прав на который у ответчицы не имелось.
Заявлений об изменении оснований иска в установленном порядке истец в суд не подавал.
Как следует из материалов дела, площадь земельного участка, установленная в результате выполнения кадастровых работ - "данные изъяты" га, не превышает площадь земельного участка, указанной в разрешении на разработку документации - "данные изъяты" га, более чем на 10%, что соответствует требованиям, предусмотренным п. 22 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В связи с чем, доводы истца о незаконном предоставлении земельного участка ответчице с превышением его размера являются несостоятельными и основанием для признания постановления администрации города Симферополя Республики Крым в части передачи земельного участка в собственность ответчицы не является.
По иным основаниям п.74 Приложения к постановлению администрации города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" не обжалуется.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции оснований для удовлетворения иска по изложенным в нем основаниям не установлено. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в признании недействительным постановления Администрации города Симферополя Республики Крым в части передачи земельного участка в собственность ответчицы.
Учитывая, что требования о прекращении права собственности Абкелямовой Медине на земельный участок, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: г "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности за Абкелямовой Медине на земельный участок являются производными от вышеуказанных, выводы суда первой инстанции об оставлении их без удовлетворения являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержит, по существу сводятся к изложению обстоятельств, указанных в иске, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения ст. 121 Земельного Кодекса Украины, которая предусматривала, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах, в частности в городах ? не более "данные изъяты" гектара, судебная коллегия признает несостоятельными, ввиду следующего.
В силу ч. 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее ФКЗ N6-ФКЗ), в редакции ФКЗ N5-ФКЗ от 23.06.2016, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 ФКЗ N6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Таким образом, учитывая, что особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ссылка истца на положения ст. 121 Земельного кодекса Украины является несостоятельной.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Симферополя Республики Крым Быковской Светланы Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.