Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Рогозина К.В,
судей:
Подлесной И.А, Харченко И.А,
при секретаре:
Сухачевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора города Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора города Феодосии в защиту прав и законных интересов многодетной семьи Василенко Оксаны Владимировны к Администрации города Феодосии о признании бездействия незаконным, о понуждении выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
24 августа 2017 года исполняющий обязанности прокурора города Феодосии обратился в защиту прав и законных интересов Василенко О.В. к Администрации города Феодосии с иском, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии по не предоставлению Василенко О.В. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилого строительства, расположенного на территории муниципального образования городской округ Феодосия РК, отвечающего требованиям действующего законодательства, а также обязать Администрацию города Феодосии предоставить Василенко О.В. бесплатно в собственность земельный участок.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Феодосии по соблюдению Администрацией г. Феодосии прав многодетной матери Василенко О.В, установлено, что Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от N 1717 Василенко О.В. поставлена в очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления - 17 марта 2015. В настоящее время номер очереди Василенко О.В. первый, однако по состоянию на 15 августа 2017 участок ей не предоставлен.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Феодосии просит об отмене вышеуказанного решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на положения 38 Конституции Российской Федерации, ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК указывает, что Администрацией г. Феодосии, при условии отсутствия в муниципальной собственности свободного земельного участка под индивидуальное строительство жилого дома, не предприняты с даты обращения Василенко О.В. конкретные меры для определения и предоставления истице земельного участка из собственности Республики Крым или обеспечения Василенко О.В. иными мерами социальной поддержки взамен предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно. Полагает, что такие действия ответчика являются незаконными и нарушающими права и законные интересы многодетной матери Василенко О.В. и ее несовершеннолетних детей на улучшение жилищных условий.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия считает подлежащим его удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено, что Василенко О.В. является многодетной матерью, на иждивении которой находятся трое несовершеннолетних детей: ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 30 июня 2016 года N 1717 Василенко О.В. поставлена в очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления - 17 марта 2015 года.
Василенко О.В. и трое ее несовершеннолетних детей зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: "адрес" совместно с ФИО15, жилая площадь которой составляет 16,08 кв.м.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 N 66-ЗРК/2015 (далее - Закон N 66), Василенко О.В. относится к льготной категории граждан Российской Федерации, имеющей право на приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Из копии сообщения администрации г. Феодосия от 15 августа 2017 года и пояснений представителя ответчика, данных в суде первой инстанции, установлено, что свободные земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта г. Феодосия отсутствуют (л.д.57)
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции, ссылаясь на положения 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4, 6 Закона Республики Крым N66 - ЗРК/2015 и исходил из того, что выделение земельного участка многодетной семье возможно при наличии свободных участков, срок предоставления земельного участка лицам, состоящий на учете, действующим законодательством не установлен, так как из материалов дела усматривается и установлено в судебном заседании, что свободных земельных участков на территории муниципального образования г. Феодосия не имеется, то исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия считает такой вывод недостаточно мотивированным в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Государственным Советом Республики Крым во исполнение Федерального законодательства принят закон от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений"
В силу ст. 3 Закона N 66-ЗРК земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым. ( ст. 6 Закона N 66-ЗРК)
Также ст. 6 выше указанного Закона определено, что действия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3 настоящей статьи, должны быть совершены в течение двух месяцев со дня поступления заявления при наличии подходящего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определенного схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проектом межевания территории.
В соответствии с п. 36 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)" утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года, для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, что так же согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 февраля 2008 года N 121-0-0.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков и постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий.
Судом первой инстанции установлено, что не реализация права истицы на получение бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальную жилищную застройку обусловлено отсутствием в муниципальной собственности Администрации г. Феодосии свободного земельного участка указанной категории, по состоянию на 17 августа 2017 года, что в силу приведённых выше положений не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан.
Вместе с тем, судом не учтено, что ч.3 п. 2-1 ст. Закона N 66 ЗРК/2015 предусмотрен порядок действий органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, в случае отсутствия в муниципальной собственности земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, согласно которого, уполномоченный орган местного самоуправления обращается в Совет министров Республики Крым о рассмотрении вопроса о возможности определения для этих целей находящихся в государственной собственности Республики Крым земельных участков с последующим предоставлением их гражданам в установленном Советом министров Республики Крым порядке.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N365 "Об утверждении порядка определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республики Крым" отсутствие в муниципальной собственности земельных участков для предоставления их гражданам, состоящим в очереди на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является основанием для обращения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Совет министров Республики Крым по вопросу определения и предоставления гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Отсутствие в муниципальной собственности земельных участков для предоставления гражданам, состоящим в очереди на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подтверждается заключением органа архитектуры и градостроительства муниципального образования (далее - заключение), утвержденным главой администрации. (п.2.2)
По смыслу п. 2.3 названного выше Постановления орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в течение трех месяцев с момента предоставления заключения подает в Совет министров Республики Крым обращение об определении и предоставлении гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Исходя из приведенных выше норм материального права, при рассмотрении и разрешении данного дела к юридически значимым обстоятельствам относились вопросы относительно того, какие меры были предприняты администрацией г. Феодосии для реализации права Василенко О.В. на получение в собственность земельного участка, а именно: составлялось ли заключение, направлялось ли на основании указанного заключения обращение в Совмин Республики Крым об определении и предоставлении земельных участков из собственности Республики Крым, имелись ли в муниципальной собственности свободные земельные участки смешанного типа в том числе и для индивидуальной жилищной застройки.
Однако суд в нарушение ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не выяснил.
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства, что привело к неправильному разрешению дела.
Учитывая изложенное, судебной коллегией в порядке п. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ приобщены к материалам дела дополнительные доказательства.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 17 августа 2017 года Администрацией г. Феодосии проводятся действия по сбору и подготовке документов для их направления в Совет Республики Крым.
В соответствии с надлежащим образом заверенной копией ответа Администрации г. Феодосии от 06 февраля 2018 года на имя Заместителя Прокурора г. Феодосии, территории с целевым назначением "индивидуальное жилищное строительство" для льготной категории граждан, предусмотрены в проекте генерального плана городского округа Феодосия, в настоящее время свободных земельных участков с соответствующим целевым назначением не имеется в муниципальной собственности.(л.д. 140)
Согласно ответа Администрации г. Феодосии от 22 января 2018 года в муниципальной собственности, по состоянию с 30 июня 2016 года по 17 августа 2017 года свободные земельные участки под индивидуальную жилищную застройку и/или смешанную жилищную застройку отсутствовали и в указанный период в собственность или в аренду не предоставлялись; заключение МКУ Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации г. Феодосии Республики Крым об отсутствии в муниципальной собственности городского округа Феодосия Республики Крым земельных участков для предоставления их гражданам, состоящим в очереди на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства было утверждено 05 декабря 2016 года; Администрация г. Феодосии по вопросу определения и предоставления гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N365 - не обращалась. ( л.д.124) Аналогичная информация содержится в ответе заключение МКУ Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации г. Феодосии Республики Крым (л.д. 134)
Из анализа приведенных обстоятельств следует, что свободные земельные участки, согласно действующей градостроительной документации, для предоставления их гражданам, состоящим в очереди на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - отсутствуют, о чем составлено заключение от 05 декабря 2016 года ( л.д. 125-126)
Отсутствие в муниципальной собственности указанных земельных участков, подтвержденное заключением, является основанием для обращения Администрации г. Феодосии в Совмин Республики Крым по вопросу предоставления земельных участков гражданам из собственности Республики Крым. Обращение должно быть подано в Совмин Республики Крым в течении трех месяцев с момента предоставления заключения.
Как видно из материалов дела, заключение составлено 05 декабря 2016 года, вместе с тем Администрации г. Феодосии до настоящего времени не обратилась в Совмин Республики Крым с вышеуказанным, что не только не отрицается ответчиком, но и подтверждается данными им ответами.
Из чего следует, что Администрацией г. Феодосии, как органом местного самоуправления в муниципальном округе г. Феодосия, на который в соответствии с Федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации возложена обязанность по реализации государственных программ по оказанию нуждающимся гражданам мер социальной поддержки, не предприняты все необходимые меры для реализации Василенко О.В. принадлежащего ей права на улучшение жилищных условий, путем получения бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
При этом следует отметить, что Конституция Российской Федерации, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление права на улучшение жилищных условий, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Признание государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в качестве конституционных ценностей Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1, Конституции Российской Федерации) предполагает возложение на органы государственной власти обязанности изыскивать средства и создавать другие предпосылки для реализации права на государственную поддержку, в том числе и в виде предоставления бесплатно в собственность земельного участка, что будет отвечать социальному предназначению и конституционной природе этой поддержки.
Таким образом, бездействие Администрации г. Феодосии в реализации, гарантированных конституцией прав Василенко О.В. на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства - является незаконным.
Что касается предоставленных Прокурором копий договоров аренды от 13 марта 2017 года и 24 февраля 2016 года, которое никем не оспорены, то видом разрешенного использования для предоставляемых в аренду Индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу земельных участков, является многоэтажная и среднеэтажная жилая застройка, ввиду чего указанные документы не являются относимыми доказательствами, подтверждающими наличие свободных земельных участков в муниципальной собственности Администрации г. Феодосии, так как указанные категории земельные могут быть предоставлены под индивидуальную жилую застройку без соответствующего изменения градостроительной и разрешительной документации.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции не отвечает требованиями законности. Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права привели к неправильному разрешению дела, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 года отменить, и постановить новое решение, которым иск исполняющего обязанности прокурора города Феодосии в защиту прав и законных интересов многодетной семьи Василенко Оксаны Владимировны к Администрации города Феодосии удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Феодосии Республики Крым по непредставлению Василенко Оксане Владимировне бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию г. Феодосии Республики обратиться в Совет Министров Республики Крым по вопросу определения и предоставления земельного участка Василенко Оксане Владимировне из земельных участков находящихся в собственности Республики Крым.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.