Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 марта 2018 г. по делу N 33а-313/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2017 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшины в отставке Юрьева Григория Васильевича об оспаривании решения 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием членов семьи истца с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, объяснения представителя административного истца - Цурпалюка Р.В. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
решением 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 октября 2017 г. N 70/сев супруга Юрьева Г.В - Юрьева Г.Е. и дочь Юрьева Е.Г. сняты с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - г. Севастополе на том основании, что они являются членами семьи собственника (её отца - Е.И..) жилого помещения, в котором обеспечены выше учетной нормы общей площади жилого помещения.
Юрьев Г.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным и обязать жилищный орган его отменить.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на отдельные положения жилищного законодательства и показания свидетеля Е.И, указывает на то, что общая площадь дома, в котором прописаны его супруга вместе с дочерью, составляет менее учётной нормы на каждого, поскольку помимо них правом пользования этим жилым помещением обладают ещё и другие родственники, а всего одиннадцать человек. Кроме того, учётная норма в избранном Юрьевым Г.В. месте жительства г. Севастополе составляет 12 кв. метров, тогда как в месте регистрации супруги и дочери такая норма соответствует 10 кв. метрам.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом п. 2 ч. 1 этой же статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По делу установлено, что решением 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 346/сев Юрьев Г.В. составом семьи три человека (он, супруга и дочь) приняты на жилищный учёт по избранному месту жительства в г. Севастополе.
Из копии паспорта Юрьевой Г.Е, справок о регистрации от 18 августа 2017 г. NN 984 и 985, домовой книги усматривается, что последняя вместе с дочерью постоянно зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем её отцу - Е.И., расположенном по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв. метров.
Помимо супруги и дочери истца в данном жилом помещении зарегистрирован Е.И. и его супруга, а всего четыре человека.
Согласно договору поднайма (найма) жилого помещения от 30 июня 2011 г, заключённого между Юрьевым Г.В. и Е.И., последний в период с 30 июня 2011 г. по 30 июня 2016 г. сдавал истцу комнату в доме, расположенном по вышеуказанному адресу.
Данное обстоятельство подтверждено Юрьевым Г.В. в заявлении от 28 августа 2017 г, адресованном начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в соответствии с жилищным законодательством супруга и дочь административного истца являются членами семьи отца Юрьевой Г.Е. - Е.И... - собственника названного жилого помещения.
В силу п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, при наличии в соответствии с абзацами 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в целях признания военнослужащих нуждающимся в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Учётная норма в избранном Юрьевым Г.В. месте жительства - г. Севастополе установлена законом г. Севастополя от 5 мая 2015 г. N 134-ЗС и составляет 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку супруга и дочь административного истца обеспечены жилым помещением выше учётной нормы ( "данные изъяты"=12,58 кв. метров), то вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого решения жилищного органа, следует признать правильным.
Вопреки мнению автора жалобы, учётная норма рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в каждом конкретном жилом помещении лиц, без учёта тех, которые могут в нём находиться и пользоваться без соответствующей регистрации.
Приходя к такому выводу, необходимо учитывать и то обстоятельство, что Юрьев Г.В. каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих членам его семьи проживать в указанном выше доме, суду не сообщил.
Также из материалов дела не усматривается, что собственник данного жилья предпринимал какие-либо действия, связанные с признанием супруги и дочери истца утратившими право пользования и выселения их из вышеназванного жилого помещения в с. Укромное.
При таких обстоятельствах, учитывая добровольность вселения собственником в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", супруги и дочери истца, наличия у них регистрации по указанному адресу, отсутствие каких-либо договорных отношений относительно условий и порядка проживания в нём, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что данные лица были вселены Е.И. в качестве членов своей семьи и имеют право пользования этим жилым помещением наравне с собственником, а их временное непроживание в нём, на что обращается внимание истцом, не лишает их такого права.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Юрьева Григория Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.