Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 марта 2018 г. по делу N 33а-357/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Заика Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Лейко И.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 декабря 2017 г, которым удовлетворены заявленные требования подполковника Годунова Александра Егоровича об оспаривании действий начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с невыплатой истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Лейко И.И. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
1 декабря 2017 г. начальником управления финансового обеспечения отказано в выплате Годунову А.Е. денежной компенсации за наем жилого помещения на том основании, что он не зарегистрирован по месту жительства в населенном пункте по месту прохождения службы.
Данный отказ Годунов А.Е. оспорил в судебном порядке, просил обязать начальника управления финансового обеспечения произвести ему указанную выплату за период с 19 июня по 28 августа 2017 г.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы утверждает, что в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации за наем жилого помещения возможна лишь при условии регистрации военнослужащего по месту жительства в том населенном пункте, в котором он проходит службу.
Отсутствие такой регистрации у истца, по мнению представителя должностного лица, свидетельствует об отсутствии у него права на получение указанной компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909.
Следовательно, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пп. 2 и 4 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
Причем, по смыслу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в марте 2017 года Годунов А.Е, проходивший службу в г. Санкт-Петербурге, назначен не на воинскую должность в ФГБОУ ВО "Ростовский государственный университет путей сообщения" (далее - далее Университет), с 29 апреля 2017 г. он проживает на условиях найма в жилом помещении, расположенном по месту службы в г. Ростове-на-Дону.
19 июня 2017 г. Годунов А.Е. (составом семьи один человек) включен в список на предоставление служебного жилого помещения и в тот же день обратился по команде с рапортом о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
На основании приказа начальника учебного военного центра Университета от 22 ноября 2017 г. N 22 Годунову А.Е. на период с 19 июня по 29 августа 2017 г. установлена к выплате денежная компенсация за наем жилого помещения.
29 августа 2017 г. Годунову А.Е. за счет Министерства обороны РФ по месту прохождения службы предоставлено служебное жилое помещение.
Учитывая, что проживание Годунова А.Е. в г. Ростове-на-Дону подтверждается самим фактом прохождения им службы в указанном населенном пункте, а также осуществлением найма жилого помещения в нем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у управления финансового обеспечения правовых оснований для отказа в осуществлении истцу спорной выплаты.
Предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, направлена на реализацию ими прав и свобод, в том числе права на обеспечение жильем, и на решение вопроса о выплате компенсации на наем (поднаем) жилого помещения не влияет.
К тому же согласно представленной справке начальника учебного военного центра Университета военнослужащие центра на территории Университета не регистрируются.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Годунова Александра Егоровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.