Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 марта 2018 г. по делу N 33а-395/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.
судей Цыбульника В.Е, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Лейко И.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 января 2018 г, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего Учебного военного центра при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (далее - УВЦ) полковника Попова Андрея Васильевича об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанные с отказом в выплате компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Гусяковой Ю.Н. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Попов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника управления финансового обеспечения в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения на состав семьи из трех человек и возложить на указанное должностное лицо обязанность выплатить ему оспариваемую компенсацию за период с 24 июля по
27 сентября 2017 г.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Попова А.В. удовлетворены.
Суд обязал начальника управления финансового обеспечения выплатить Попову А.В. денежную компенсацию за наем жилого помещения в период с
24 июля по 27 сентября 2017 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, со ссылкой на пп. 18 и 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция), представитель утверждает, что свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3) не является надлежащим документом, который прилагается к рапорту о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909.
Следовательно, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пп. 2, 4, 18 и 19 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
Причем, по смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
Согласно материалам дела приказами Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 902, а также начальника УВЦ от 15 марта 2017 г. N 2, Попов А.В, проходивший военную службу в г. Омске, без приостановления военной службы назначен на должность начальника учебной части - заместителя начальника УВЦ (г. Ростов-на-Дону).
Из уведомления Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. видно, что истец и члены его семьи (состав семьи 3 человека) включены в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения с 24 июля 2017 г.
В соответствии с договором найма жилого помещения от 20 февраля 2017 г. Попов А.В. вместе с супругой и дочерью являлся нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: "адрес"
28 сентября 2017 г. истцу и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение, по адресу которого они зарегистрированы временно.
24 июля, 30 августа и 29 сентября 2017 г. Попов А.В. обратился к начальнику УВЦ с рапортами о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Приказом начальника УВЦ от 22 ноября 2017 г. N 22 истцу установлена компенсация за наем жилого помещения с 24 июля по 29 сентября 2017 г.
Из сообщения начальника управления финансового обеспечения от 1 декабря 2017 г. видно, что Попову А.В. отказано в выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в населенном пункте, в котором он проходит военную службу.
Согласно представленной справке начальника УВЦ от 26 декабря 2017 г. военнослужащие УВЦ на территории университета не регистрируются.
Таким образом, поскольку Попов А.В. 24 июля 2017 г. обратился с рапортом о выплате ему и членам его семьи денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, предоставив предусмотренные п. 4 Инструкции документы, подтверждающие наличие у них права на оспариваемую компенсацию, то суд пришел к правильному выводу о том, что у начальника управления финансового обеспечения отсутствовали основания для отказа в выплате оспариваемой компенсации, в связи с чем заявленные требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 января
2018 г, по административному исковому заявлению Попова Андрея Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.