судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.
судей Федосовой Н.Н, Долбнина А.И.
при секретаре Склядневе О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ООО "Лената" на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 января 2018 года, которымпостановлено:
"ООО "Лената" отказать в удовлетворении административного иска к Государственной инспекции труда в Липецкой области о признании незаконным и отмене п. 4 предписания N от 29.09.2017 года, обязывающее устранить нарушения правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии со ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, проведение психиатрического освидетельствования работников, договор о проведении освидетельствования предоставить в Государственную инспекцию труда в Липецкой области в срок до 20.10.2017 года".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Лената" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Липецкой области об отмене п. 4 предписания N от 29.09.2017 года об обязанности ООО "Лената" провести психиатрическое освидетельствование работников, ссылаясь на то, что по результатам проверки ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении генерального директора ООО "Лената" Овчаровой Н.Б. по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. На основании данного постановления организации выдано предписание N с п. 4 которого они не согласны, так как в Перечне для работников пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли предусмотрены только общие медицинские противопоказания в виде хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, дополнительные медицинские психиатрические противопоказания и дополнительные исследования для данной категории работников в Перечне не предусмотрены. Периодические медицинские осмотры сотрудники ООО "Лената" проходят в ООО "данные изъяты"". Приказ N 302н предусматривает лишь скрининговый профилактический осмотр врачом-психиатром и одним врачом-наркологом, которые по результатам осмотра дают заключение о наличии или отсутствии подозрения на наличие таких заболеваний, которые могут являться медицинскими противопоказаниями, предусмотренными приказом. В случае наличия указанных подозрений работнику рекомендуется пройти соответствующее освидетельствование врачебной комиссии, уполномоченной на то органом управления здравоохранения. Таким образом, сотрудники ООО "Лената" не должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование, как работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, указанные в перечне.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец ООО "Лената" просит решение суда отменить и постановить новое, которым удовлетворить его требования, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав представителя административного истца Овчарову Н.Б, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения административного ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с п. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности. Указанные правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Согласно п.п. 3, 6 "Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные перечнем.
Согласно "Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности", утвержденному постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли, молочных ферм, молочных кухонь, раздаточных пунктов, баз и складов продовольственных товаров, имеющие контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также лица, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами при их транспортировке на всех видах транспорта, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Судом установлено, что основными видами деятельности ООО "Лената" является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения; оказание слуг общественного питания, создание ресторанов, баров, кафе, столовых; производство и реализация хлебобулочных и мучных изделий; оптовая и розничная торговля продовольственными товарами; транспортные услуги, перевозка грузов и пассажиров, что следует из выписки из ЕГРЮЛ и устава ООО "Лената".
По состоянию на 15.01.2018 года в ООО "Лената" числятся должности: пекарь, разделочница теста, пекарь-кондитер, продавец-кассир, кассир-комплектовщик, кондитер, художник-кондитер, технолог, менеджер, главный бухгалтер, зав.производством.
На основании заявления сотрудника ООО "Лената" ФИО11 в соответствии с распоряжением Государственной инспекции труда в Липецкой области 01 сентября 2017 года в ООО "Лената" была проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от 07.08.2017 года N, оформления и расторжения трудовых договоров, оплаты труда).
По результатам проверки государственным инспектором труда ФИО10 29 сентября 2017 года составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 25.09.2017 года, из которого следует, что согласно предоставленным документам заявительница проходила периодические медицинские осмотры "данные изъяты"", документов, подтверждающих факт прохождения заявительницей психиатрической экспертизы в соответствии со ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности не представлено. Согласно устным пояснениям руководителя, работники общества для психиатрического освидетельствования не направлялись, что нарушает требования действующего законодательства.
29.09.2017 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Липецкой области вынесено предписание N в котором указано генеральному директору ООО "Лената" ФИО9 устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В п. 4 перечня требований об устранении нарушений отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права указанного предписания указано, что в соответствии со ст.ст. 212, 213 ТК РФ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, необходимо провести психиатрическое освидетельствование работников и договор о проведении освидетельствования предоставить в Госинспекцию труда в Липецкой области в срок до 20.10.2017 года.
Постановлением N от 29 сентября 2017 года генеральный директор ООО "Лената" ФИО9 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере15 000рублей.
Решением Левобережного районного суда г. Липецка от 11 декабря 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба генерального директора ООО "Лената" Овчаровой Н.Б. - без удовлетворения.
30.12.2014 года между ООО "Лената" (заказчик) и ООО " "данные изъяты" (исполнитель) заключен договор N05/03на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Договор предусматривает порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии со ст. 213 ТК РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ N 302-Н от 12 апреля 2011 года.
В п.п. 2.1.1 договора предусмотрено, что заказчик обязан обеспечить прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра лиц в ООО "данные изъяты" Предоставить списки лиц, подлежащих медицинскому осмотру, заверенные руководителем и главным бухгалтером, корректировать указанные списки в течение всего времени при увольнении или приеме на работу сотрудников.
Суд первой инстанции, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований исходил из того, что предписание является законным, поскольку обязательное психиатрическое освидетельствование работников организаций пищевой промышленности необходимо при выполнении ими отдельных видов работ, а именно тех работ, которые связаны с непосредственным контактом этих работников с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также лица, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами при их транспортировке на всех видах транспорта.
Поскольку ООО "Лената" относится к предприятиям пищевой отрасли промышленности, общественного питания и торговли, ее работники в силу выполняемых работ имеют безусловный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, при их транспортировке на всех видах транспорта, то в силу п.п. 3, 6 "Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, вышеуказанные работники обязаны проходить психиатрическое освидетельствование на основании выданного работодателем направления.
Суд проверил доводы ООО "Лената" и при установленных фактических обстоятельствах, правильно признал, что предписание является законным.
Судебная коллегия находит вышеуказанные выводы обоснованными.
Ссылки административного истца в жалобе на пункт 38 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" о том, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данный Приказ не освобождает работодателя от обязанности направления работников на психиатрическое освидетельствование один раз в 5 лет. Данные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку данный Приказ регулирует порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Доводы о том, что государственный инспектор не имел право при проведении проверки выходить за ее предмет и за доводы указанные в заявлении ФИО11, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в своем заявлении ФИО11 указывала, в том числе на незаконное удержания у нее при увольнении стоимости медицинского осмотра в связи с чем, при проверки обоснованности этих доводов в полном объеме и было выявлено, что юридическое лицо в нарушении действующего законодательства не направляет своих работников на психиатрическое освидетельствование, что не является нарушением со стороны инспектора.
Также судебная коллегия полагает необоснованными доводы жалобы о не правильном применении по делу срока на обращение в суд с иском о признании незаконным предписания и обоснованными в этой части выводы суда первой инстанции.
Статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В данном случае при проведении государственной инспекцией труда в Липецкой области проверки по заявлению уволенного работника были выявлены нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с чем, государственная инспекция труда в рамках предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание.
Как следует из статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (3 месяца), применению не подлежит.
Таким образом, довод жалобы о том, что к спорным правоотношениям применим трехмесячный срок обращения в суд, является неправомерным.
Предписание от 29.09.2017 года вручено генеральному директору ООО "Лената" Овчаровой Н.Б. в день его вынесения, то есть 29.09.2017 года, о чем имеется подпись в предписании, с административным исковым заявлением ООО "Лената" обратилось в суд 14.12.2017 года, то есть со значительным пропуском 10-дневного срока на его обжалование.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения в суд административный истец не указал, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, суду не представил, ходатайств о восстановлении срока на обжалование не заявил.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии самостоятельного основания для отказа в иске является верным.
Выводы суда первой инстанции являются верными, основаны на исследованных в совокупности доказательствах по делу.
Доводы жалобы в полном объеме, направлены на иную оценку обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование закона, обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца ООО "Лената" без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.