Решение Арсеньевского городского суда Приморского края
от 17 февраля 2012 г. N 2-115/2012
Арсеньевский городской суд Приморского края Российской Федерации в составе судьи Н.К. Ворона; с участием: помощника прокурора г. Арсеньева Мицай Д.Г.; начальника правового отдела администрации Арсеньевского городского округа Андроняк О.П. (доверенность N 3314-15 от 31.12.2010 г. со сроком действия до 31.12.2012 г.); начальника организационно-правового отдела Думы Арсеньевского городского округа Курганской Н.А. (доверенность N 24 от 25.01.2012 г. со сроком действия до 31.12.2012 г.); при секретаре Е.А. Меховской;
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям: прокурора г. Арсеньева в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и Главы Арсеньевского городского округа (далее по тексту - Главы) к Думе Арсеньевского городского округа (далее по тексту - Дума) о признании противоречащим закону, и недействующим с момента принятия, нормативного правового акта (далее по тексту - МПА);
установил:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском, согласно которому, решением Думы от 21.12.2011 N 251 был принят МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа" (далее - КСП), который подписан главой Арсеньевского городского округа 28.12.2011 за N 74-МПА, которое опубликовано в газете "Деловой Восход" N 1 (180) январь 2012 г., и сведения об этом опубликованы в газете "Восход" N 2 (9922) от 12.01.2012. П. 3 ч. 5 ст. 3 МПА установлено, что в структуру аппарата КСП АГО входят: председатель, аудитор-главный бухгалтер, аппарат контрольно-счетной Палаты: главный специалист 2 разряда, однако согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" (далее по тексту - Закон N 6-ФЗ), в состав аппарата КСП входят инспекторы и иные штатные работники, т.е., структура аппарата КСП не соответствуют требованиям федерального законодательства. ст. 3 ч. 6 МПА установлено, что главный специалист 2 разряда одновременно по должности является инспектором контрольно-счетной Палаты, на которого возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции КСП, однако ч. 9 ст. 5 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим ФЗ, законодательством: о государственной гражданской службе, о муниципальной службе, трудовым, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Ст. 60. 2 ч. 1 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151), т.е., возложение на главного специалиста 2 разряда КСП дополнительно обязанностей инспектора КСП противоречит действующему трудовому законодательству, поскольку это относится к полномочиям работодателя и не может быть установлено МПА. Ст. 4 ч. 7 МПА установлено, что срочный трудовой договор с председателем КСП подписывается от имени городского округа председателем Думы. Однако, ст. 6 Закона N 6-ФЗ определен порядок назначения на должность председателя КСП, который назначается на должность представительным органом муниципального образования, при этом заключение трудового договора не предусмотрено. Ст. 35 ч. 10 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ), установлен перечень исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в соответствии с которым у представительного органа отсутствуют полномочия по подписанию каких-либо договоров, соглашений и иных документов от имени муниципального образования, а также права найма и увольнения работников КСП. В ч. 11 ст. 35 Закона N 131-ФЗ определено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. В ч. 5 ст. 35 Устава АГО установлена компетенция Председателя Думы, в соответствии с которой у него отсутствуют полномочия по подписанию каких-либо договоров, соглашений и иных документов от имени муниципального образования, а также права найма и увольнения работников КСП; т.е. закрепление в ч. 7 ст. 4 МПА полномочий председателя Думы по подписанию срочного трудового договора от имени городского округа с председателем КСП противоречит законодательству. Ст. 14 ч. 1 МПА предусмотрено, что проверяемые органы и организации, в отношении которых КСП вправе осуществлять внешний финансовый контроль, их должностные лица обязаны представить в срок, установленный законом ПК, по запросам КСП, в том числе на основании поручений Думы АГО и запросов Главы АГО, информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Однако, согласно ст. 15 Закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых КСП вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в КСП органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; т.е. указание в ч. 1 ст. 14 МПА в качестве основания для запросов КСП поручения Думы и запросы Главы не соответствует нормам федерального закона. Ст. 18 ч. 1 МПА установлено, что КСП в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывает в своих официальных изданиях или средствах массовой информации, определенных для официального опубликования муниципальных правовых актов АГО Уставом, информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. Однако, ч. 1 ст. 19 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах; т.е., закрепление в ч. 1 ст. 18 МПА положения об опубликовании КСП информации о своей деятельности в официальных изданиях или средствах массовой информации, определенных для официального опубликования муниципальных правовых актов АГО Уставом противоречит действующему федеральному законодательству. Ст. 19 ч. 3 МПА предусмотрено, что годовой отчет о деятельности КСП публикуется в средствах массовой информации или размещается в сети "Интернет" только после его рассмотрения и принятия решения Думой, что противоречит ч. 2 ст. 19 Закона N 6-ФЗ, согласно которой контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы и опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами; т.е., указанными пунктами МПА ущемляются права жителей АГО на надлежащую организацию внешнего муниципального финансового контроля, в связи с чем, прокурором города принято решение о предъявлении в суд заявления в их интересах. В связи с чем, прокурор просит: пункт 3 части 5 ст. 3, часть 6 ст. 3, часть 7 ст. 4, часть 1 ст. 14, часть 1 ст. 18, часть 3 ст. 19 муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о КСП АГО", принятого решением Думы от 21.12.2011 N 251; признать противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия; установить Думе десятидневный срок для опубликования решения суда (сообщения о решении суда) после вступления его в силу в том печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, т.е. в газете "Деловой Восход".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Вместо "П. 3 ч. 5 ст. 3 МПА установлено" имеется в виду "Ч. 5 ст. 3 МПА установлено". Вместо "В ч. 5 ст. 35 Устава АГО" имеется в виду "В ч. 5 ст. 33 Устава АГО"
Глава АГО также обратился в суд с аналогичным иском к тому же ответчику и просил признать: часть 7 ст. 4, так как нанимателем является АГО, представителем которого может быть Глава в силу своего статуса и полномочий, который является высшим должностным лицом (представляет городской округ и действует без доверенности); части 4-8 ст. 14, так как Дума не наделена полномочиями по установлению перечня информации и документов администрации АГО, направляемые в КСП с указанием сроков; части 1, 2 ст. 18, которые ограничивают право КСП публиковать информацию в других СМИ, и регламентируют порядок опубликования и размещения в интернете; указанного выше МПА, противоречащими закону и недействительными с момента принятия.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал иск в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требования о признании МПА противоречащим законодательству и недействительным со дня принятия: по п. 3 ч. 5 ст. 3 МПА в части установления структуры аппарата КСП; в ч. 6 ст. 3 в части возложения на главного специалиста 2 разряда КСП дополнительной обязанности инспектора КСП; ч. 1 ст. 14 в части установления основания для запросов КСП, в т.ч. поручений Думы и запросов Главы; ч. 1 ст. 18 МПА в части опубликовании КСП информации о своей деятельности в официальных изданиях или средствах массовой информации, определённых для официального опубликовании МПА АГО Уставом; ч. 3 ст. 19 МПА в части опубликования годового отчёта о деятельности КСП в средствах массовой информации или размещения в сети "интернет" только после принятия решении Думой.
Заявление Главы прокурор признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Главы заявление поддержала в полном объёме и просила удовлетворить в полном объеме, пояснив суду, что на проект указанного МПА прокуратурой г. Арсеньева 23.11.2011 было дано заключение о несоответствии его действующему законодательству и наличии в нём коррупциогенных факторов. Принятый в первый раз и направленный Главе для подписания и обнародовании МПА был отклонен в соответствии с п. 7 ст. 58 Устава и возвращён в Думу с мотивированным обоснованием отклонением. При повторном рассмотрении МПА не все нарушения, указанные в мотивированном обосновании отклонения МПА и указанные прокурором в заключении, Думой были учтены.
Заявление прокурора представитель Главы поддержала в полном объёме, признав требования законными и обоснованными.
Дума с заявлениями прокурора и Главы по оспариванию части 4-8 ст. 14 и ч. 1 ст. 18 МПА согласилась, признав их не соответствующими законодательству, в остальной части требования не признала, представив возражения N 41 от 06.02.2012 г. и N 55 от 09.02.2012 г. о не согласии с доводами заявителей, согласно которым: по пункту 3 части 5 и части 6 ст. 3 КСП, в соответствии со ст. 5 N 6-ФЗ образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа; структура которой определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым Законом субъекта РФ; законодатель дал право представительному органу местного самоуправления нормативным правовым актом определить структуру контрольно-счетного органа местного самоуправления, т.е. должности, которые будут входить в его состав, в соответствии с законом Приморского края от 4 июня 2007 г. N 83-КЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае", разделом 5 приложения N 1 которого определен исчерпывающий перечень должностей в контрольном органе городского округа, согласно которого в состав контрольного органа могут входить: председатель, аудитор, главный специалист 2 разряда, специалист 1 разряда; закон N 6-ФЗ определяет, что в состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы, на которого возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа; должность "инспектор" в перечень должностей в контрольном органе, утв. законом ПК, не входит; ст. 2 Закона о реестре должностей допускает двойное наименование должности муниципальной службы в связи с чем, определить двойное наименование должности в структуре КСП Дума города не имела возможности; в соответствии с Законом N 6-ФЗ палата состоит из сотрудников аппарата КСП, которые являются государственными служащими и на которых возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного финансового контроля в пределах компетенции КСП, одновременно по должности являются инспекторами КСП; ч. 6 ст. 3 не устанавливает дополнительно каких-либо обязанностей для главного специалиста, а определяет круг обязанностей данного специалиста в аппарате КСП по обеспечению исполнения полномочий КСП; по части 7 ст. 4 полномочия председателя Думы на заключение срочного трудовой договор с председателем КСП определяются муниципальным правовым актом АГО на основании законодательства о муниципальной службе в РФ; Глава города, являясь главой администрации города, в соответствии со ст. 45 Устава города, возглавляет администрацию городского города и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия, имея право нанимать и увольнять работников администрации города; работодателем по отношению к председателю КСП является АГО; полномочия на подписания срочного трудового договора Уставом не установлены, которых нет и у главы администрации; Дума города в соответствии с Законом N 6-ФЗ, Законом о местном самоуправлении, Уставом города, формирует КСП, принимает решения о назначении её председателя, в связи с чем, обоснованно определено, что трудовой договор с председателем КСП подписывает должностное лицо того органа, который его назначает; глава городского округа не вправе принимать какого-либо участия в формировании КСП, в том числе в назначении председателя КСП и других процедурах и действиях, связанных с его назначением; часть 1 ст. 14 определяет организационные вопросы деятельности КСП, являясь нормативным правовым актом Думы, не ограничивает органы местного самоуправления на обращения в контрольный орган муниципального образования с запросами по вопросам ее деятельности, и устанавливает, что КСП вправе проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по запросам других органов местного самоуправления на территории города (Думы и Главы), запрашивая необходимые документы и информацию; часть 1 ст. 18 связана с правовым регулированием отношений, с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, что осуществляется муниципальными правовыми актами; в целях реализации прав жителей г. Арсеньева на доступ к информации органа местного самоуправления АГО Дума города муниципальным правовым актом (Положением о КСП) определила, что КСП в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывает в своих официальных изданиях или в средствах массовой информации, определенных для официального опубликования муниципальных правовых актов АГО Уставом АГО; закон N 6-ФЗ не содержит запрета на определение конкретных официальных источников опубликования информации о деятельности органа местного самоуправления, НПА актом, которым регламентируются основные организационные и правовые основы деятельности указанного органа (предусматривает лишь несколько уровней нормативных актов, регламентирующих правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный уровень - это Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации, уровень субъектов - законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, местный уровень - муниципальные правовые акты); часть 3 ст. 19 устанавливает прямой запрет на размещение отчетов о своей деятельности до их рассмотрения законодательными (представительными) органами, однако, учитывая принцип организации деятельности Думы города, определенный Уставом города, муниципальным правовым актом, регламентирующим деятельность КСП на территории города, была принята норма, указывающая на то, что годовой отчет о деятельности контрольно-счетной Палаты публикуется в средствах массовой информации или размещается в сети "Интернет" только после его рассмотрения и принятия решения Думой АГО; в связи с чем, указанные положения МПА не противоречат закону, а требования заявителей не подлежат удовлетворению. Просит в удовлетворении заявлений прокурора и Главы о признании пункта 3 части 5 ст. 3, части 6 ст. 3, часть 7 ст. 4, часть 1 ст. 14, части 1 ст. 18, части 3 ст. 19 МПА от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа", принятого решением Думы от 21.12.2011 N 251; противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия, отказать.
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части" в ред. от 10.06.2010 г. N 13, согласно ст. 251 ч. 3 ГПК РФ, признание требования органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Заслушав доводы сторон; ознакомившись с заявлениями и возражениями на них; оценив представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности; суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 11 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, одним из способов которых является признание недействительным акта органа местного самоуправления (ст. 12 ГПК РФ). В соответствии со ст.ст. 45, 251 ГПК прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта, в том числе нормативно-правового органа государственной власти, противоречащим закону полностью или в части. Частью 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 133 Конституции РФ и п. 6 Постановления Пленума ВС "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (ст. 251 ч. 2 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения, оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ предметом судебного обжалования могут быть лишь такие нормативные акты, которые на время рассмотрения заявленных требований являются действующими. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из материалов дела, решением Думы от 21.12.2011 N 251 был принят муниципально-правовой акт "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа" подписанный главой Арсеньевского городского округа 28.12.2011 за N 74-МПА, которым (раздел 3 МПА) установлено, что Положение вступает в силу с дня официального опубликования.
МПА опубликован в газете "Деловой Восход" N 1 (180) январь 2012 г., и сведения об этом опубликованы в газете "Восход" N 2 (9922) от 12.01.2012, то есть МПА является действующим с 12.01.2012 г.
Полагая, что указанный МПА в части: пункта 3 части 5 ст. 3, части 6 ст. 3, части 7 ст. 4, части 1 ст. 14, части 1 ст. 18, части 3 ст. 19; части 4-8 ст. 14; части 1 и 2 ст. 18; принят с нарушением действующего законодательства, ущемляет права жителей АГО на надлежащую организацию внешнего финансового контроля и нарушает их права и законные интересы, а также, администрации в сфере местного самоуправлении (незаконно возлагает на неё обязанности по направлению информации и документов в КСП, создают препятствии для осуществлении деятельности по решению вопросов местного значения); прокурор и Глава обратились в суд с соответствующим заявлением.
Прокурором г. Арсеньева оспариваются: пункт 3 части 5 ст. 3, часть 6 ст. 3, часть 7 ст. 4, часть 1 ст. 14, часть 1 ст. 18, часть 3 ст. 19 МПА.
Главой АГО оспариваются: часть 7 ст. 4, части 4-8 ст. 14; части 1 и 2 ст. 18 МПА.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 3 МПА установлено, что в структуру аппарата КСП АГО входят: председатель, аудитор-главный бухгалтер, аппарат контрольно-счетной Палаты: главный специалист 2 разряда, который согласно части 6 ст. 3 МПА одновременно по должности является инспектором КСП, на которого возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции КСП, что суд не может признать противоречащим закону, так как наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования (далее - МО) устанавливается его уставом и (или) нормативным правовым актом (далее по тексту - НПА) представительного органа (ст. 2 п. 6 Закона N 6-ФЗ); контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа; структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном НПА представительного органа МО (ч. 5 ст. 5 Закона N 6-ФЗ); в состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работник; на инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа; согласно ст. 6 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" (далее - ФЗ о муниципальной службе), Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" (далее - Закон ПК) должности муниципальной службы - должности в органе местного самоуправления, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, или лица, замещающего муниципальную должность; должности муниципальной службы устанавливаются МПА в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ; при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, то есть, законодатель дал право представительному органу местного самоуправления НПА определить структуру контрольно-счетного органа местного самоуправления, (должности, которые будут входить в его состав). Разделом 5 приложения N 1 Закона Приморского края определен исчерпывающий перечень должностей в контрольном органе городского округа, согласно которого в состав контрольного органа могут входить: председатель, аудитор, главный специалист 2 разряда, специалист 1 разряда. Учитывая, что должность инспектора в перечень должностей в контрольном органе в соответствии с Законом ПК, не входит, Дума правомерно включила в состав аппарата КСП должность главного специалиста 2 разряда, указав, что он одновременно по должности является инспектором КСП, с установленным обязанностей в соответствии с Законом N 6-ФЗ, так как ст. 2 Закона "О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае" установлен исчерпывающий перечень двойного наименования должностей муниципальной службы, к которым указанная должность не отнесена; и никаких дополнительных обязанностей на указанное лицо МПА не возлагается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ст. 2 п. 6 Закона N 6-ФЗ" имеется в виду "ст. 3 п. 6 Закона N 6-ФЗ
Частью 7 ст. 4 МПА установлено, что срочный трудовой договор с председателем КСП подписывается от имени городского округа председателем Думы, что также не может быть признано противоречащим закону, поскольку, ст. 6 Закона N 6-ФЗ определен порядок назначения на должность председателя КСП представительным органом муниципального образования, при этом заключение трудового договора не предусмотрено. Ст. 3 Положения о КСП, с учётом ч. 3 ст. 5 Закона N 6-ФЗ, определено, что председатель КСП является муниципальным служащим. В силу ст. 16 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ, ст. 2 которого определено, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Согласно ст. 52 Устава АГО, с учётом ст. 3 п. 10 Закона N 6-ФЗ, организация и деятельность КСП регулируется в порядке, установленном Думой. Положение о КСП, утв. Думой города, является правовым актом, регулирующим вопросы организации и деятельности контрольно-счетного органа АГО (ст. 2 Закона N 6-ФЗ). Согласно ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора, что является технической стороной вопроса, так как содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора, в связи с чем, доводы прокурора и Главы нельзя признать обоснованными, а оспариваемая норма не может быть признана противоречащей закону.
Частью 1 ст. 14 МПА предусмотрено, что проверяемые органы и организации, в отношении которых КСП вправе осуществлять внешний финансовый контроль, их должностные лица обязаны представить в срок, установленный законом ПК, по запросам КСП, в том числе на основании поручений Думы Арсеньевского городского округа и запросов Главы Арсеньевского городского округа, информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Однако, согласно ст. 15 Закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых КСП вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в КСП органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, порядок направления которых определяется законом субъектов РФ или муниципальными НПА и регламентами контрольно-счётных органов (ч. 2), то есть, ч. 1 ст. 14 МПА в части "в том числе на основании поручений Думы Арсеньевского городского округа и запросов Главы Арсеньевского городского округа" не может быть признана соответствующей ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
Ссылка представителя Думы на планирование деятельности КСП с учётом поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов РФ в соответствии со ст. 12 Закона N 6-ФЗ, на часть 2 ст. 15 Законом ПК от 4 августа 2011 г. N 795-КЗ "О КСП Приморского края", согласно которой ответы на запросы КСП, направленные в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на основании поручений Законодательного Собрания, предложений и запросов Губернатора Приморского края, представляются КСП в течение трех рабочих дней, не может быть признана достаточной для обоснование доводов возражений Думы, поскольку указанными нормами регламентированы планирование деятельности КСП и срок представления ответов.
Ст. 14 МПА установлено, что правовые акты администрации АГО о создании, преобразовании или ликвидации муниципальных учреждений и унитарных предприятий АГО, изменении качества акций и доле МО в уставных капиталах хозяйственных обществ, о заключении договоров об управлении бюджетными средствами и иными объектами собственности АГО направляются в КСП в течение 10 рабочих дней со дня принятия (п. 4). Финансовое управление администрации АГО направляет в КСП по её запросу бюджетную отчётность АГО, утверждённую сводную бюджетную роспись, кассовый план и изменения к ним (п. 5). Финансовое управление администрации АГО направляет в КСП сводную бюджетную отчётность (п. 6). Финансовое управление администрации АГО направляет в КСП отчёты и заключения аудиторских организаций по результатам аудиторских проверок деятельности муниципальных унитарных предприятий, учреждений, а также акционерных обществ с долей АГО не менее пятидесяти процентов в течение тридцати дней со дня их подписания (п. 7). Указанные нормы не соответствуют действующему законодательству, и приняты за пределами установленных Законом полномочий Думы, что нарушает права и законные интересы администрации АГО в сфере местного самоуправлении и осуществления деятельности администрации по решению вопросов местного значении.
П. 8 ст. 14 МПА установлено, что непредставление или несвоевременное представление Контрольно-счетной палате по ее запросу информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Приморского края. Согласно п. 4 ст. 15 Закона N 6-ФЗ и Закона ПК "О КСП Приморского края" непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, КСП по ее запросу информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. В связи с чем, оспариваемый пункт МПА не отражает достоверную информацию относительно органов и организаций в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 18 МПА определено, что КСП в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывает в своих официальных изданиях или в средствах массовой информации, определенных для официального опубликования муниципальных правовых актов Арсеньевского городского округа Уставом Арсеньевского городского округа; информацию о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениям. Порядок опубликования в средствах массовой информации и размещении в "Интернете" информации о деятельности КСП осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Приморского края Регламентом КСП (п. 2), что противоречит ст. 19 Закон N 6-ФЗ согласно которой, КСП в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах (п. 1), что нарушает права неопределённого круга лиц на доступ к полной информации деятельности органа местного самоуправления, ограничивает право КСП публиковать информацию в других СМИ (осуществление организационной и функциональной самостоятельностью) а п. 2 не может быть предусмотрен порядок опубликования, так как, в п. 3 ст. 19 Закона N 6-ФЗ указано, что опубликование в средствах массовой информации или размещение в сети Интернет информации о деятельности КСП осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и регламентами КСП.
Частью 3 ст. 19 МПА предусмотрено, что годовой отчет о деятельности КСП публикуется в средствах массовой информации или размещается в сети "Интернет" только после его рассмотрения и принятия решения Думой, что противоречит: ч. 2 ст. 19 Закона N 6-ФЗ, согласно которой контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы и опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами, а также п. 20 ч. 3 Закона ПК, согласно которому годовой отчёт о деятельности КСП публикуется в средствах массовой информации или размещается в сети "Интернет" только после его рассмотрения законодательным Собранием, т.е., указанным пунктом МПА ущемляются права жителей АГО на надлежащую организацию внешнего муниципального финансового контроля. Кроме того, п. 4 ст. 19 МПА установлено, что отчёты о проведённых контрольных мероприятиях направляются в Думу АГО для принятия по ним решения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 20 ч. 3 Закона ПК" имеется в виду "ч. 3 ст. 20 Закона ПК"
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявления в части 1, 4-8 статьи 14, части 1, 2 ст. 18, части 3 ст. 19 оспариваемого Положения, которые в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ подлежат признанию недействующими, как противоречащие Федеральным законам N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований". Учитывая, что оспариваемые нормы муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа", принятого решением Думы Арсеньевского городского округа от 21.12.2011 N 251, до вынесения решения суда подлежали применению Контрольно-счетной палатой Арсеньевского городского округа, их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований заявителей по оспариванию: пункта 3 части 5 ст. 3, части 6 ст. 3, части 7 ст. 4 МПА отказать, так как они не противоречит закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части" в ред. от 10.06.2010 г. N 13, ст. 98, 102, 103 ГПК РФ в случае, если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования, судебные расходы подлежат возмещению представительным органом.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, п. 30 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части" в ред. от 10.06.2010 г. N 13, ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решения суда подлежит опубликованию (сообщение о решении) в газетах: "Деловой Восход" и "Восход".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; суд
решил:
Заявления прокурора г. Арсеньева и Главы Арсеньевского городского округа о признании противоречащим закону, и недействующим с момента принятия, нормативного правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа", принятого решением Думы Арсеньевского городского округа от 21.12.2011 N 251, удовлетворить в части
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: часть 1 ст. 14 муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа" в части слов "в том числе на основании поручений Думы Арсеньевского городского округа и запросов Главы Арсеньевского городского округа"; части 4-8 статьи 14 муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа" полностью; часть 1 ст. 18 муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа" в части слов "опубликование контрольно-счётной палатой информации о своей деятельности в официальных изданиях или средствах массовой информации, определённых для официального опубликования правовых актов Арсеньевского городского округа Уставом Арсеньевского городского округа"; 2 ст. 18 в части слова "Порядок"; часть 3 ст. 19 муниципального правового акта от 28.12.2011 N 74-МПА "Положение о контрольно-счетной Палате Арсеньевского городского округа", принятого решением Думы Арсеньевского городского округа от 21.12.2011 N 25, в части слов "и принятия решения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2 ст. 18" имеется в виду "ч. 2 ст. 18"
В остальной части заявлений прокурора г. Арсеньева и Главы Арсеньевского городского округа отказать.
Взыскать с Думы Арсеньевского городского округа в доход местного бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей.
Думе Арсеньевского городского округа в десятидневный срок опубликовать принятое решение судом (сообщение о решении суда) после вступления его в силу в том печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, т.е. в газетах "Деловой Восход" и "Восход".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья |
Н.К. Ворона |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 17 февраля 2012 г. N 2-115/2012
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Арсеньевского городского суда Приморского края в Internet (http://arsenievsky.prm.sudrf.ru)