Заместитель председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев жалобу адвоката Коллегии адвокатов "Республиканская юридическая защита" Адвокатской палаты Республики Мордовия Ашимова М.Р. в интересах Салимова М.Ш., на вступившее в законную силу постановление судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 сентября 2017г., вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салимова М.Ш.,
установил:
постановлением судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 сентября 2017г, Салимов М.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Адвокат Ашимов М.Р, в интересах Салимова М.Ш, обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность судебного постановления о привлечении его подзащитного к административной ответственности, считая его принятым с существенным нарушением процессуальных требований, в связи с чем просит постановление судьи от 22 сентября 2017г. отменить и дело производством прекратить на основании статьи 24.5 КоАП Российской Федерации. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с требованиями статьи 28.1 ч.4 КоАП Российской Федерации, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем считает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом (капитаном полиции УУП ММО МВД России "Лямбирский" ФИО1) и с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП Российской Федерации срока, поскольку правонарушение было выявлено "дата"г, а протокол составлен лишь "дата"г, в связи с чем заслуживал критической оценки суда. Полагает, что исключительным правом возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 КоАП Российской Федерации, обладает прокурор. Кроме того, адвокат указывает, что Салимов М.Ш. не является владельцем сайта социальной сети "ВКонтакте", все права на сайт в целом и на использование сетевого адреса принадлежат Администрации сайта, которая и предоставляет доступ к сайту всем заинтересованным лица согласно Правил пользования сайтом "ВКонтакте"; в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие факт совершения Салимовым М.Ш. инкриминируемого административного правонарушения и в ходе рассмотрения дела не было выяснено и доказано, что именно Салимов М.Ш. разместил песни, входящие в список экстремистских материалов; судом не дана оценка факту возможного несанкционированного доступа на страницу Салимова М.Ш. в социальных сетях иных лиц и размещения там аудиофайлов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, нахожу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 20.29 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В силу статьи 13 указанного закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, Салимов М.Ш, зарегистрированный по адресу: "адрес", проживающий по адресу: "адрес", разместил на своей странице в социальной сети интернет "ВКонтакте" под именем " "ФИ"" аудиозаписи ФИО2 "Спустилась тьма, безмолвие в горах... ", "Мир содрогнись и на колени встань... ", признанные решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2010г. экстремистскими и включенными Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный список экстремистских материалов (под номером 691). Данные аудиозаписи находились в свободном доступе для прослушивания и скачивания неограниченным количеством пользователей. Таким образом, Салимов М.Ш. осуществлял массовое распространение вышеуказанных аудиозаписей, признанных экстремистскими материалами, чем нарушил требования части 1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Факт размещения Салимовым М.Ш. на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" экстремистских материалов установлен в "данные изъяты" "дата"г.
Указанные действия Салимова М.Ш. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП Российской Федерации.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую оценку судьи районного суда в полном соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а именно: рапортом оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Мордовия ФИО3, содержащего информацию о выявлении по месту проживания Салимова М.Ш. в "адрес" на ресурсе социальной сети "ВКонтакте" на его электронном адресе аудиозаписи, признанной экстремистской (л.д.5); протоколом исследования и фототаблицей сайта сети Интернет от "дата"г. (л.д.9-11, 12-17); списком IP-адресов с датами посещений на странице сайта (л.д.22-34); копией решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2010г, вступившим в законную силу 30 апреля 2010г. (л.д. 41-45); постановлением о проведении оперативно-розыскного мероприятия по месту проживания Салимова М.Ш. (л.д.47-48); протоколом обследования помещений (л.д.49-52); рапортом УУП ММО МВД "Лямбирский" от 21 сентября 2017г. (л.д.59); протоколом об административном правонарушении "N" от "дата"г. (л.д.2) и иными доказательствами.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП Российской Федерации судьей районного суда были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного Салимовым М.Ш. административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП Российской Федерации установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия Салимова М.Ш. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП Российской Федерации.
Довод жалобы защитника Ашимова М.Р. о том, что Салимов М.Ш. необоснованно был признан виновным в совершении административного правонарушения, поскольку аудиозаписи, признанные экстремистскими, в социальную сеть на своей странице "ВКонтакте" не размещал, не состоятелен, поскольку опровергается материалами дела.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является ставшие известными органам, осуществляющим ОРМ, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные, свидетельствующие о нарушении Салимовым М.Ш. требований действующего законодательства, выявленные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий УФСБ России по Республике Мордовия по факту размещения Салимовым М.Ш. на своей электронной странице в социальной сети интернет "ВКонтакте" материалов, признанных экстремистскими решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2010г.
Имеющиеся в материалах дела доказательства были собраны в рамках оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Вопреки доводам жалобы адвоката Ашимова М.Р, капитаном полиции УУП ММО МВД России "Лямбирский" ФИО1 обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении, содержание которого соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.
Представленные суду доказательства были тщательно исследованы, правильно оценены и были приняты судьей обоснованно, как допустимые, поскольку они отвечают требованиям статей 26.2, 26.7 КоАП Российской Федерации.
Версия Салимова М.Ш. о размещении запрещенных законом экстремистских материалов на его личной странице в социальных сетях иными лицами, и доводы его защитников -адвокатов Ашимова М.Р. и Аймурановой М.А. об отсутствии вины их подзащитного, проверены и получили надлежащую оценку суда.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, отклоняется.
Согласно материалам дела, протокол "N" об административном правонарушении от "дата"г. в отношении Салимова М.Ш. составлен сотрудником полиции ФИО1, уполномоченным в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.29КоАП Российской Федерации.
Также отклоняется довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного законом срока.
Так в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 настоящего Кодекса, является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.
Административное наказание назначено Салимову М.Ш. в пределах санкции статьи 20.29 КоАП Российской Федерации, в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, личности виновного, его имущественного положения, фактических обстоятельств дела, наличие обстоятельства смягчающего административную ответственность (наличие пятерых малолетних детей) и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Постановление о привлечении Салимова М.Ш. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП Российской Федерации, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи районного о виновности Салимова М.Ш. в инкриминированном правонарушении, в жалобе на вступившее в законную силу судебное постановление не приведено.
Поводов для переоценки установленных судьей нижестоящего суда фактических обстоятельств и доказательств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП Российской Федерации, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
постановление судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 сентября 2017г, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салимова М.Ш. оставить без изменения, жалобу адвоката Коллегии адвокатов "Республиканская юридическая защита" Адвокатской палаты Республики Мордовия Ашимова М.Р. в интересах Салимова М.Ш. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.