Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев Олег Сергеевич при секретаре судебного заседания Бобровой Елене Сергеевне рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" на постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2018 г.,
установил:
постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2018 г. Общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - ООО "Рузканал") признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) и ему назначено наказание в виде "данные изъяты".
ООО "Рузканал", в лице защитника Бозгалевой Н.Ф, обратилось с жалобой в Верховный Суд Республики Мордовия на вышеуказанное постановление судьи, приведя доводы о незаконности и необоснованности судебного акта, просило его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении были нарушены права ООО "Рузканал", поскольку протокол был составлен в отсутствие его законного представителя генерального директора Дьякова А.В. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что представитель ООО "Рузканал" Терентьев С.К. был уполномочен на участие в деле при составлении протокола об административном правонарушении в качестве защитника ООО "Рузканал".
В судебном заседании защитник ООО "Рузканал" Бозгалева Н.Ф. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, не усматриваю.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Согласно статьи 26.1 КоАП Российской Федерации при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2017 г. в 10 часов 35 минут в ходе осмотра канализационного коллектора ООО "Рузканал" (юридический и фактический адрес: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, 89), расположенного на перекрестке улиц Зеленая - Трынова г. Рузаевка и территории домовладения "N" по улице Трынова г. Рузаевка, анализа сведений ООО "Рузканал", было установлено, что 08 сентября 2017 г. на указанном канализационном коллекторе произошла авария, вследствие которой был нарушен сток канализационных сточных вод по системе канализования, сточные воды не удалялись должным образом и поднимались к присоединенной канализационной сети улицЗеленая - Трынова г.Рузаевка вплоть до колодца домовладения "N" по улице Трынова г.Рузаевка, из которого впоследствии изливались на рельеф местности по улице Трынова далее на улицу Красноармейская г. Рузаевка.
Согласно договору аренды "N" от 01 июля 2017 г, технического паспорта инв. "N" ООО "Рузканал" для осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению водоснабжения, водоотведения потребителям г.Рузаевка передана канализационная сеть инвентарный "N" кадастровый номер "N", в том числе канализационный коллектор на перекрестке улиц Зеленая - К. Маркса г. Рузаевка.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава ООО "Рузканал", утвержденного решением "N" от 10 апреля 2017 г, ООО "Рузканал" создано в целях обеспечения бесперебойного приема сточных вод населения и прочих потребителей, включая организации и учреждения, осуществления мероприятий по очистке сточных вод. Для достижения указанных целей ООО "Рузканал" осуществляет: эксплуатацию оборудования, сетей и сооружений, предназначенных обеспечения потребителей услугами водоотведения; производство санитарно-технических работ, а также устранение повреждений канализационных систем; осуществление технического обслуживания и контроля за техническим состоянием систем водоотведения потребителей, очистных сооружений.
ООО "Рузканал" не обеспечило принятие своевременных мер, обеспечивающих безопасность системы водоотведения на канализационном коллекторе, расположенном на перекрестке улиц Зеленая - Трынова г. Рузаевка, допустив его разрушение, нарушение системы отвода сточных вод и разлива сточных вод из присоединенной сети по улицам Зеленая, Трынова г.Рузаевка.
Таким образом, ООО "Рузканал" при эксплуатации централизованной канализационной сети в канализационном коллекторе, расположенном на перекрестке улиц Зеленая - Трынова г. Рузаевка не предприняло всех зависящих от него мер обеспечивающих безопасность системы водоотведения, допустило нарушение системы отвода сточных вод и подъем уровня сточных вод к присоединенной канализационной сети улиц Зеленая -Трынова г.Рузаевка с последующим разливом сточных вод канализационного коллектора домовладения "N" по улице Трынова г. Рузаевка, не предприняло зависящие от него меры по надлежащему сбору, хранению и утилизации жидких отходов и очистки территории поселения, что является нарушением требований статей 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 1.2, пункта 1.13 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 2.3, пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", подпункта 4.1.2, пункта 6.7 приложения 1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", в связи с чем 24 октября 2017 г. заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Е.Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении "N" в отношении ООО "Рузканал" по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации.
Обстоятельства, явившиеся основанием к возбуждению производства дела об административном правонарушении, заявителем не оспариваются.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, они должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая ООО "Рузканал" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП Российской Федерации, судья пришла к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судя районного суда обоснованно пришла к выводу о наличии у привлекаемого к ответственности юридического лица возможности по соблюдению нарушенных санитарных и экологических норм и правил, но последнее не приняло достаточных мер для их соблюдения.
Доводы жалобы о нарушении прав ООО "Рузканал" при составлении протокола об административном правонарушении подлежат отклонению.
Статья 25.4 КоАП Российской Федерации предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно статьи 28.2 КоАП Российской Федерации орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 КоАП Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель - генеральный директор ООО "Рузканал" Дьяков А.В. был извещен своевременно и надлежащим образом, его неявка (уклонение) не могли препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.
При указанных обстоятельствах прибытие на составление протокола об административном правонарушении не уполномоченного на то лица правового значения не имеет, поскольку законному представителю ООО "Рузканал" предоставлялась возможность реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
Административное наказание ООО "Рузканал" назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП Российской Федерации, в соответствии с требованиями статей 3.2, 4.1 КоАП Российской Федерации, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи по делу не имеется, поэтому доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2018 г. оставить без изменения, жалобу ООО "Рузканал" - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.