Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович, при секретаре Бобровой Елене Сергеевне, рассмотрев 2 апреля 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Нуянзина В.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 19 января 2018 г.
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 января 2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Инвест Гарант" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Нуянзин В.В. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление судьи, в которой просил отменить указанное постановление и принять новое решение ссылаясь на то, что ООО "Инвест Гарант" является субъектом малого предпринимательства, и общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов. Согласно акту проверки от 29 декабря 2017 г. N 59 общий срок проведения плановой проверки общества составил 43 час. 50 мин.
В судебном заседании представители начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Нуянзина В.В. Голов М.Ю. и Логинов Ю.Ю. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель ООО "Инвест Гарант" Волоскова И.А. просила постановление судьи оставить без изменения, поскольку судьёй был сделан правильный вывод о том, что проверка в отношении общества проведена с грубым нарушением сроков её проведения. Согласно сведениям, содержащимся в журналах учёта проверок, которые ведутся в каждом из обособленных подразделений ООО "Инвест Гарант", общее время проверки составило 61 час. 20 мин, а не 43 час. 50 мин. как указано в акте проверки. Общее время проверки общества должно определяться как сумма фактического времени по каждому обособленному подразделению, указанному в журналах учёта проверок.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Инвест Гарант" является малым предприятием.
Протоколом об административном правонарушении от 15 ноября 2017 г. N 004 ООО "Инвест Гарант" вменялось то, что на основании распоряжения МИФНС России N 49 по г. Москве "О проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Инвест Гарант"" от 18 октября 2017 г. N 59 проводилась плановая выездная проверка ООО "Инвест Гарант" в 427-ми местах фактического осуществления деятельности, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения, по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 60.
25 октября 2017 г. с 15 час. 50 мин. по 16 час. 30 мин. при проведении плановой выездной проверки ООО "Инвест Гарант" по месту нахождения обособленного подразделения, по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 60, было выявлено нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "г" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах".
Было установлено, что на четвёртом этаже в здании, где находится пункт приёма ставок букмекерской конторы ООО "Инвест Гарант", расположено образовательное учреждение ООО "Гарант-Мордовия" (ИНН 1326147353), оказывающее услуги профессиональной переподготовки кадров, осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии от 15 августа 2014 г. N 3534, выданной Минобразования Республики Мордовия.
Вышеуказанные организации располагаются в одном здании и находятся на одном земельном участке с кадастровым номером: 13:23:0901174:350.
По результатам проверки обособленного подразделения ООО "Инвест Гарант" ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска составлен акт от 30 октября 2017 г. N 7, в котором указана продолжительность проверки - 5 рабочих дней.
Согласно журналу учёта проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, общее время проведения проверки в указанном подразделении составило 45 минут (протокол от 25 октября 2017 г.).
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, поскольку не представлены достоверные доказательства, позволяющие проверить фактическую продолжительность проверки в отношении ООО "Инвест Гарант".
С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно части 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приёма ставок не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения.
Частью 3 данной статьи установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приёма ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений пункта 7 данного Положения осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 настоящего Положения.
По смыслу указанных правовых норм расположение пункта приёма ставок букмекерской конторы в зданиях и (или) на земельном участке, на которых расположены образовательные учреждения, является грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии достоверных доказательств, позволяющих проверить фактическую продолжительность проверки в отношении ООО "Инвест Гарант", поскольку исходя из сведений, содержащихся в журналах учёта проверок, составленных в обособленных подразделениях ООО "Инвест Гарант", расположенных в г. Геленджике, в г. Новороссийске (2-а подразделения), г. Петрозаводске (2-а подразделения), в г. Туле, не представляется возможным установить общее время проведения проверок в этих подразделениях в часах.
В подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
В силу положений части 1 и пункта 3 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Вместе с тем, частью 4 данной статьи установлено, что срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Следовательно, срок проведения проверки по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению малого предприятия исчисляется отдельно и не может превышать пятьдесят часов по каждому из них.
Как следует из материалов дела, срок проведения проверки ООО "Инвест Гарант" по месту нахождения обособленного подразделения, по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 60, не нарушен, поскольку общее время проверки 25 октября 2017 г. составило 45 минут, поэтому результаты проверки общества по месту нахождения этого подразделения нельзя признать недопустимыми доказательствами.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, решение судьи от 19 января 2018 г. вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение 25 октября 2017 г. административного правонарушения не прошёл.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, решение судьи от 19 января 2018 г. подлежит отмене, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 19 января 2018 г. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.