СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2017 года, которым
частично удовлетворены исковые требования Гасаной Э.Я.;
отменено решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления... территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в части отказа Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставить Г. с учётом Гасановой Э.Я. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с датой постановки на учёт 11.03.2014г.;
отказано в удовлетворении требований Гасаной Э.Я. о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Коми произвести перерасчет размера ЕСВ с учетом коэффициентов на 2017 год и направить протокол с новым расчетом в ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения представителя истицы Жучек М.Г, представителя ФСИН России и УФСИН России по РК Мартыновой Л.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гасанова Э.Я. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений от 27.09.2017г.) к ФСИН и УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности отменить решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 88 от 01.11.2016г, в части отказа Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; возложении обязанности поставить Г. на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11.03.2014г.; возложении обязанности на УФСИН России по Республике Коми произвести перерасчет размера ЕСВ с учетом коэффициентов на 2017 год; возложении обязанности на УФСИН России по Республике Коми направить протокол с новым расчетом в ФСИН России.
В обоснование иска указала, что является... погибшего сотрудника... Г. В настоящее время обучается в... Г. обратился 11.03.2014г. за получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья на состав семьи... человека: он и истец. Решением комиссии за Г. было признано право на получение выплаты, произведён расчёт и документы направлены во ФСИН России. 13.02.2017г. в ее адрес поступила выписка из протокола N 88 от 01.11.2016г. об отказе в постановке на учёт в связи с обеспеченностью общей площадью более... кв.м на одного человека.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми.
Истец, ответчик ФСИН России, третье лицо в судебное заседание не явились.
Представитель истца Жучек М.Г. на иске настаивала.
Представитель ответчика УФСИН России по РК Мартынова Л.М. против иска возражала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по РК просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований, считая его не основанном на нормах материального права.
В судебном заседании истец и представитель третьего лица участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Представитель УФСИН России по РК и ФСИН России подержала доводы жалобы.
Представитель истца с доводами жалобы не согласна, просила оставить решение суда без изменения.
С учетом ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г. 11.03.2014г. обратился с заявлением на имя... ФСИН России о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи... человека: Г... и... Гасановой Э.Я.
На момент подачи заявления Г. и его... собственниками недвижимого имущества не являлись, занимали жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", на основании ордера от "Дата обезличена" и договора социального найма от "Дата обезличена"
Заключением межведомственной комиссии N 6 от 26.02.2014г. данное жилое помещение отнесено к категории непригодных для проживания.
На заседании комиссии ГУФСИН России по Республике Коми от 24.03.2014г. было принято решение направить документы в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке в очередь на получение единовременной социальной выплаты, что подтверждается выпиской из протокола.
"Дата обезличена" Г. погиб при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем, 20.02.2016г. УФСИН России по Республике Коми в адрес ФСИН России направлены соответствующие сведения и письмо, в котором о решении вопроса о предоставлении выплаты на... Гасанову Э.
На заседании комиссии ФСИН России 01.11.2016г. было принято решение об отказе Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более... кв.м. (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 20.12.2012г. N 283-ФЗ).
Сама истица за получением единовременной социальной выплаты не обращалась.
Считая данное решение незаконным, истица обжаловала его путем подачи настоящего иска.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, применив положения Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и т.д, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369, Приказов ФСИН России N 496 от 29.08.2013г. и N 550 от 16.10.2014г, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гасановой Э.Я. в части, касающейся отмены решения комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. об отказе Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить Г. на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11.03.2014г.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, в том числе, при условии, что сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012г. правом на единовременную социальную выплату также обладают членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Она предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) в равных частях обратившимся за ее получением членам семьи погибшего.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Г. с... занимали жилое помещение на условиях социального найма по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью... кв.м.
Данное жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от 26.02.2014г.
Документы, подтверждающие данные обстоятельства, были представлены Г. вместе с заявлением о постановке на учет.
Основанием к отказу Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты явилось обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более... кв.м. (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 20.12.2012г. N 283-ФЗ).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное жилое помещение в силу п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2013г. не могло учитываться при решении вопроса об обеспеченности жилым помещением Г. и его...
Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что иного жилого помещения в пользовании либо в собственности у Г. и его... не имеется, то решение комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. является незаконным и подлежит отмене.
Доводы жалобы о том, что Г. был представлен неполный пакет документов, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в постановке его на учет, подлежат отклонению в силу следующего.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными.
В пункте 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого. В их числе указаны документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В силу п. 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как установлено судом, Гасановым Я.С.о. вместе с заявлением была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2013г, где отражено отсутствие объектов недвижимости у него и.., а также представлена справка БТИ об отсутствии недвижимого имущества.
При этом заявление о постановке на учет было подано им лишь 11.03.2014г.
Таким образом, Гасановым Я.С.о. не была предоставлена информация о наличии недвижимого имущества у него и его... за "Адрес обезличен"
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были запрошены сведения из Управления Росреестра по РК и БТИ, которые подтвердили, что Г. и его... не являются собственниками недвижимого имущества, в том числе, и в вышеуказанный период времени.
Кроме того, на момент подачи Г. заявления о постановке на учет действовал Порядок формирования и работы комиссий, утвержденный Приказом ФСИН России от 29.08.2013г. N 496, в соответствии с которым территориальные подкомиссии и подкомиссии в отношении сотрудников УИС в целях возложенных на них функций проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Однако комиссия ГУФСИН посчитала представленные документы достаточными для принятия соответствующего решения и 24.03.2014г. направила документы в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке Г. в очередь на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия также учитывает, что отсутствие информации о наличии либо отсутствии у Г. и его дочери недвижимого имущества на праве собственности исходя из протокола заседания комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. не являлось основанием к отказу в постановке его на учет.
Таким образом, доводы жалобы о непредоставлении Г. необходимых документов по вышеизложенным основаниям основанием к отмене обжалуемого решения суда не являются.
Также несостоятельны доводы жалобы о том, что истица не обращалась с заявлением о получении единовременной социальной выплаты не позднее 1 года со дня гибели сотрудника в порядке и на условиях, установленных Правилами, в силу следующего.
В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ Гасанова Э.Я. имеет самостоятельное право на обращение за выплатой.
Так согласно п. 26 Правил N 369 в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.
При принятии решения о постановке на учёт в дальнейшем сотрудник согласно подп. "е" п. 15 Правил N 369 должен был быть снят с учёта в случае его смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил - право членов семьи на единовременную выплату).
Данная оговорка свидетельствует о том, что решение о постановке на учёт по погибшему сотруднику должно было быть принято и должно сохранять свою силу до решения вопроса о праве членов семьи погибшего сотрудника на единовременную социальную выплату.
В случае своевременного решения вопроса о постановке Г. на учёт и принятия положительного решения, он не мог быть снят с учёта до решения вопроса о правах его дочери на получение выплаты в силу подп. "е" п. 15 Правил N 369.
Как следует из материалов дела, решение комиссии ФСИН России об отказе Г. в постановке на учет было принято уже после его смерти.
О принятом решении истица узнала в феврале 2017г, когда ей была направлена выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России.
Таким образом, учитывая, что ответчик, приняв решение по заявлению Г. об отказе в постановке на учет, нарушил права истца как члена семьи погибшего сотрудника, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Гасанова Э.Я. имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по РК - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.