СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе Шаньгина Е.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2017 года, которым
отказано в удовлетворении иска Шаньгина Е.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об отмене решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен"), восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения истца Шаньгина Е.В, его представителя Жучек М.Г, представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК и УФСИН России по РК Рижко О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаньгин Е.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об отмене решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен"), восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет "Дата обезличена", указав в обоснование иска, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при этом его жилищные условия не изменились, оснований для снятия с учета отсутствовали.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях, пояснил, что снят с учета в связи с неподтверждением его статуса как лица, нуждающегося в предоставлении жилья, что не является предусмотренным ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для снятия с учета.
Представители ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми с иском не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на иск.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его не основанном на нормах материального права.
В судебном заседании истец и его представитель доводы жалобы поддержали.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК и УФСИН России по РК с доводами жалобы не согласилась.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом, Шаньгин Е.В. проходит службу в... с "Дата обезличена"
На основании заявления Шаньгин Е.В. был поставлен на учет с "Дата обезличена" в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи... человек.
В соответствии с материалами учетного дела Шаньгиным Е.В. при обращении с заявлением о принятии его на учет представлена справка о составе семьи, из которой следует, что он... прописан с "Дата обезличена" по адресу: "Адрес обезличен" (частный дом площадью... кв.м.).
Истец состоял в списках сотрудников ФБУ ИК-1 УФСИН России по РК, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет - "Дата обезличена", основание включения в список - частный дом подлежит под снос.
В период с 2009г. по 2011г. истцу вручались уведомления о необходимости пройти перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий УФСИН России по РК, предоставив в жилищно-бытовую комиссию ИК-1 необходимые документы.
Этими же уведомлениями истец предупреждался о том, что в случае не предоставления документов к указанному сроку, он будет исключен из списка очередников, как не прошедший перерегистрацию.
Истец пояснил, что требуемые документы предоставлял, однако подтвердить их представление ничем не может, расписки в приеме документов у него отсутствуют.
Решением ФКУ ИК N 1 от "Дата обезличена" истец был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с не подтверждением статуса нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Установив приведенные выше обстоятельства и проанализировав представленные сторонами доказательства во взаимосвязи с системным толкованием положений ст. ст. 29, 30 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 52, 56 Жилищного кодекса РФ, ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Шаньгина Е.В. При этом суд исходил из того, что при принятии истца на учет жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не был соблюден предусмотренный порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а впоследствии истцом по запросу жилищно-бытовой комиссии не были предоставлены документы, подтверждающие основания состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, комиссия обоснованно приняла решение о снятии истца с учета.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Так, в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Такая же норма содержится в подп. "б" п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. N 335.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005г, установлены ч.2 ст.6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, заявитель, принятый на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп.1, 3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005г, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Пункты 1, 3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ предусматривают в качестве основания снятия с учёта подачу гражданами по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
На момент постановки истца на учет действовала ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на такой учет.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Однако предусмотренные законом основания для исключения Шаньгина Е.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, по мнению судебной коллегии, у ответчика отсутствовали.
Как следует решения жилищно-бытовой комиссии от "Дата обезличена" Шаньгин Е.В. был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неподтверждением статуса нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При этом судом первой инстанции не было принято во внимание, что решением Сыктывкарского городского суда от 23.06.2006г. Шаньгин Е.В. был выселен из жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" без предоставления другого жилого помещения по иску титульных собственников данного дома.
Решением жилищной комиссии администрации МОГО "Сыктывкар" от 22.09.2010г. по ходатайству... ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по РК, где проходит службу истец, в связи с признанием его нуждающимся в получении жилья и отсутствием места проживания, ему была предоставлена для временного проживания комната "Номер обезличен" в "Адрес обезличен" из состава муниципального жилого фонда маневренного использования.
06.12.2011г. между администрацией МОГО "Сыктывкар" и Шаньгиным Е.В. был заключен договор найма указанного жилого помещения маневренного фонда "Номер обезличен" сроком на... месяцев.
Решением Сыктывкарского городского суда от 08.02.2017г. администрации МОГО "Сыктывкар" отказано в удовлетворении исковых требований к Шаньгину Е.В. о выселении из вышеуказанного жилого помещения, поскольку основания, в связи с которыми ему было предоставлено жилое помещение к моменту разрешения настоящего спора не отпали, жилья, пригодного для проживания, ответчик по-прежнему не имеет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 10.04.2017г. решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время истец проживает в жилом помещении маневренного фонда, иного жилого помещения, пригодного для проживания не имеет, то решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неподтверждением статуса нуждаемости нельзя признать законным.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что принятие истца на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, было произведено жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК без соблюдения требований действовавшего на тот момент жилищного законодательства, поскольку законность постановки на учет истца ответчиком не оспаривалась и это не являлось основанием для исключения его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в материалы дела не представлены какие-либо доказательств того, что при постановке на учет истцом были представлены документы, в которых содержались не соответствующие действительности сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия его на учет, а также о наличии неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии его на учет.
Судебная коллегия также учитывает, что протокол, на основании которого истец был поставлен на учет в "Дата обезличена", в материалах учетного дела отсутствует, что препятствует его оценке на предмет законности и обоснованности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец не утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилого помещения, был необоснованно исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежит восстановлению в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований Шаньгина Е.В.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Шаньгина Е.В. удовлетворить, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2017 года отменить, принять новое, которым:
"отменить решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") и восстановить Шаньгина Е.В. в списках нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет "Дата обезличена"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.