Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О,
судей Антонова А.А, Башковой Ю.А,
при секретаре Щербина О.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" (далее также Департамент социального развития ХМАО - Югры и КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат") о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе истца (ФИО)1 на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 ноября 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" и просила признать незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязать департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ей звание "Ветеран труда", обязать КУ ХМАО-Югры "Центр социальных выплат", филиал в г.Нижневартовске, выдать удостоверение "Ветеран труда".
Требования мотивировала тем, что она обратилась в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". (дата) решением Комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку предоставленный документ о награждении не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства автономного округа N103-п от 06.06.2005. С данным решением она не согласна, так как в подтверждение награждения ведомственным знаком отличия в труде предоставила Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в
развитии топливно-энергетического комплекса, которая является ведомственным знаком отличия в труде, о котором прямо указывается в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах". Полагала, что решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" не соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Нижневартовский городской суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец (ФИО)1 просит решение суда отменить и удовлетворить её требования. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Благодарность Министерства энергетики РФ считает ведомственным знаком отличия в труде, дающим право для присвоения звания "Ветеран труда".
Возражая против доводов апелляционной жалобы, начальник Управления социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району Журавлева О.В. полагает их не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на приказ Минэнерго России от (дата) (номер), которым утверждена ведомственная награда Минэнерго РФ, дающая право на присвоение звания "Ветеран труда"- медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" 2 степени, которая у истца нет.
В письменных пояснениях, именованных отзывом на возражения, поданные на апелляционную жалобу, истец приводит доводы, аналогичные ранее ею изложенным.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, которые надлежащим образом (дата) (истец- телефонограммой, ответчики- извещениями, полученными по факсимильной связи) уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца (ФИО)1, возражений на неё ответчика, в соответствии с требованиями абз.1 ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Как правильно установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела, (ФИО)1B. имеет трудовой стаж более двадцати лет, что подтверждается трудовой книжкой, и является получателем пенсии по старости с (дата). Приказом Министра энергетики РФ (номер)п от (дата) она была награждена Благодарностью за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.
Письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры (номер)-Исх (номер) от (дата), истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" (протокол (номер) от (дата)), т. к. Минэнерго России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" установилединственный ведомственный знак поощрения- медаль "За заслуги в развитии топливно- энергетического комплекса" 2 степени.
Разрешая требования истца (ФИО)1, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" не обоснованы, и отказал истцу в их удовлетворении.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции) ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
При этом, вопреки утверждениям апеллянта, учитывая дату награждения истца Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации (приказ от 27.07.2017), положения ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" применимы нормы действующего в новой редакции закона, что определяется в порядке, установленном ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия", вступившим в силу с 1 июля 2016 года, было утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", которым названным органа в 3-месячный срок предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда" и возложена обязанность привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Согласно указанному Положению, установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и порядок награждения знаками отличия. Предусмотрено, в частности, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим, в том числе, перечень сфер деятельности (отраслей экономики), за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в которых лицо может быть награждено знаком отличия.
Данное правовое регулирование имеет целью сформировать единую систему ведомственных знаков отличия, которые субъектами Российской Федерации должны быть учтены при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда".
Учитывая, что имеющаяся у истца Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации в вышеуказанном порядке не отнесена к ведомственному знаку отличия, дающему право на присвоение звания "Ветеран труда", правовые основания для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, и возложении на ответчика обязанности присвоить истцу звание "Ветеран труда", у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют доводы искового заявления, которым была дана верная оценка судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца (ФИО)1 - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Антонов А.А.
Башкова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.