Судья Камчатского краевого суда Ерютин К.И. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт" на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N10-64/2017 от 23 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 января 2018 года, акционерное общество "ННК-Камчатнефтепродукт" (далее также Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 50000 руб.
Основанием привлечения к административной ответственности послужило невыполнение Обществом требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы при осуществлении 21 февраля 2017 года хозяйственной деятельности во внутренних морских водах.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, "должность" Общества Воронов В.А, просит решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 января 2018 года отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что при повторном рассмотрении дела должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, поскольку обстоятельства совершения правонарушения, изложенные в определении о возбуждении дела и в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют обстоятельствам, указанным в постановлении. В постановлении должностного лица изменен перечень нарушений, вменяемых Обществу. Из материалов дела невозможно установить, в чем выразилось нарушение: какую деятельность Общество планирует проводить, какой объект экологической экспертизы Общество планирует реализовать, и что должно являться объектом экологической экспертизы при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Также указывает, что погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, осуществляемая Обществом, не входят в перечень, указанный в п. 3 ст. 34 Федерального закона N155-ФЗ, который является исчерпывающим и, следовательно, осуществляемая Обществом деятельность не относится к числу объектов государственной экологической экспертизы.
Выслушав пояснения защитника Общества Рублевкиной Ю.А, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения не нахожу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ установлена за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2017 года в результате анализа информации, содержащейся на общедоступном интернет ресурсе - сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования должностным лицом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора получены данные о нарушении Обществом законодательства о государственной экологической экспертизе, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и проведения административного расследования.
По договору водопользования от 11 марта 2011 года Обществу предоставлена часть Авачинской губы с целью использования акватории водного объекта и видом использования - совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (Том N 2 л.д. 7-9).
Общество является собственником сооружения причал "данные изъяты", а также собственником нефтеналивного судна " "данные изъяты"" и нефтемусоросборщика " "данные изъяты"" (Том N 1 л.д. 25, Том N2 л.д. 188-192).
Танкер " "данные изъяты"" осуществляет доставку опасных грузов - нефтепродуктов; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое. В период межрейсовых стоянок осуществляет выгрузку отходов и мусора в общие контейнеры Общества для сбора твердых бытовых отходов, которые в дальнейшем передаются для захоронения в МУП "Спецтранс".
Выгрузка грузов (нефтепродуктов) с судов, ошвартованных на причале, производится с помощью насосов этих судов по технологическим трубопроводам в наземные резервуары нефтебазы. Для сбора нефтесодержащих вод на причале используются стальные емкости-накопители, из которых после окончания разгрузочных операций воды откачиваются вакуумной машиной в буферную емкость - резервуар для временного накопления вод, и по договору сдаются на обезвреживание.
Между АО "ННК-Камчатнефтепродукт" и МУП "Спецтранс" заключен договор N177 от 1 января 2017 года на предоставление услуг по сбору, транспортированию и захоронению отходов, кроме твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, сроком по 31 декабря 2017 года (Том N 2 л.д. 63-65).
6 ноября 2012 года АО "ННК-Камчатнефтепродукт" выдана лицензия "данные изъяты" на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (Том N1 л.д. 26-27).
Также Общество имеет международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами и дополнение к международному свидетельству о предотвращении загрязнения нефтью, которое содержит описание конструкции и оборудования для судна " "данные изъяты"" (Том N 2л.д. 53-62).
В пункте 3.4 устава Общества отражены основные виды деятельности Общества, в том числе хранение продуктов переработки нефти, перевозка грузов морским транспортом, снабжение топливом морских и воздушных судов, погрузочно-разгрузочные работы, сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистка, фрахтовые операции на морском транспорте.
Установив на основании совокупности исследованных при рассмотрении жалобы доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в судебном решении от 29 января 2018 года, что 21 февраля 2018 года Общество допустило нарушение ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды, ст. 34 Федерального закона 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", судья Петропавловск-Камчатского городского суда сделал правильный вывод о наличии в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Указанный вывод в решении судьи подробно мотивирован, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Доказательства, на основании которых установлена вина Общества в совершении правонарушения, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств по делу не имеется.
Вопреки доводам жалобы о допущенных процессуальных нарушениях, в протоколе об административном правонарушении описано деяние, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а при вынесении постановления должностное лицо не вышло за пределы вменяемого обвинения.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (подп. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N155) внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
В силу ст. 34 Федерального закона N 155-ФЗ государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (п. 1).
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (п. 2).
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (п. 3).
Статьей 30 Федерального закона N 174-ФЗ предусмотрено, что нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются в том числе, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Буквальное толкование ст. 34 Федерального закона N 155-ФЗ позволяет сделать вывод, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
Такой вывод вытекает из анализа положений ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", частью 5 которой установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока его действия.
Установленное законодателем ограничение действия положительного заключения государственной экологической экспертизы временными рамками предполагает обязанность субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, получить такое заключение на очередной срок вне зависимости от начала ее осуществления.
При таких обстоятельствах осуществление Обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
Ссылка в жалобе, что погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, осуществляемая Обществом, не относится к числу объектов государственной экологической экспертизы и не входит в перечень, указанный в п. 3 ст. 34 Федерального закона N155-ФЗ, который является исчерпывающим, несостоятельна, поскольку помимо перечисленных в указанном пункте видов деятельности, он предусматривает, что объектами государственной экологической экспертизы являются и другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судьей Петропавловск-Камчатского городского суда в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, эти доводы не могут быть расценены иначе, как способ защиты от административной ответственности, а поэтому не могут повлечь отмену состоявшегося судебного постановления.
При проверке дела в полном объеме существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 января 2018 года, как о том ставится вопрос в жалобе законного представителя Общества, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт" оставить без изменения, а жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья К.И. Ерютин
ВЕРНО:
Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.