Определение СК по административным делам Приморского краевого суда
от 9 июля 2015 г. N 33-5729/2015
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кубатовой О.А., Кудриной Я.Г.
при секретаре Климовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гальчего О.В. о признании недействующим постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" в части установления запретных районов объектов войсковых частей N и N ТОФ по апелляционной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., объяснения представителя заявителя Струковой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Приморского края Подольского А.С., судебная коллегия
установила:
заявитель обратился в суд с названным заявлением, указав, что 7 декабря 2005 года губернатором Приморского края принято постановление N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю". Данное постановление принято на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135. Из указанного пункта следует, что границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся. Между тем постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 утратило силу 14 мая 2014 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
По его мнению, постановление губернатора от 7 декабря 2005 года N 217-пг в связи с изданием постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 является недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей N и N ТОФ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует оформлению земельного участка с кадастровым номером N в собственность в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ.
Так, 7 августа 2014 года он направил в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, на которое получил письмо с предложением представить кадастровый паспорт земельного участка без обременения в виде его нахождения в запретном районе военного объекта, а именно в границах трехкилометровых запретных районах войсковых частей N и N ТОФ, установленных на основании постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг. Однако содержащееся в указанном постановлении понятие "запретный район" не соответствует действующему нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 полномочия по установлению запретных зон, зон охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта отнесены к ведению межведомственной комиссии, которой в Приморском крае запретные и иные зоны в соответствии с постановлением Правительства не установлены.
По изложенным основаниям заявитель просил суд признать постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей N и N ТОФ.
В судебном заседании представитель заявителя Струкова Л.А. уточнила заявленные требования, просила суд признать постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг в оспариваемой части недействующим с 15 мая 2014 года.
Представитель администрации Приморского края Подольский А.С. возражал против удовлетворения заявления, считая, что постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 не содержит указание на отмену ранее установленных границ запретных территорий, и в соответствии с данным постановлением введенные ранее ограничения действуют до 31 декабря 2015 года. Также сослался на пропуск заявителем срока обращения в суд.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Гальчего О.В., прокурора, представителя Министерства обороны РФ, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе заявитель Гальчий О.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2014 года ИП Гальчий О.В., являясь собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции, расположенной в г. Владивостоке, в районе здания по <адрес> обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N площадью 641 кв. м в собственность для дальнейшей эксплуатации объектов, расположенных на указанном земельном участке.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в письме NN от 8 сентября 2014 года дал разъяснение, что для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо представить кадастровый паспорт с отсутствием обременения в виде нахождения земельного участка в запретном районе военного объекта.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в письме от 17 октября 2014 года сообщило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах запретных районов объектов войсковых частей N и N, установленных постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг.
В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".
Указанным постановлением в отношении объектов войсковых частей N и N установлены запретная зона, запретный район и противопожарная полоса.
Заявляя требование о признании постановления Губернатора от 7 декабря 2005 года N 217-пг недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей N и N ТОФ, заявитель ссылается на постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405, которым с 15 мая 2014 года признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", во исполнение которого Губернатором Приморского края было принято оспариваемое постановление. Данный довод является ошибочным в силу следующего.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 15 мая 2014 года N 405 на Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу безопасности РФ и Федеральную службу охраны Российской Федерации возложена обязанность до 31 декабря 2015 года осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 405 следует читать как "от 5 мая 2014 г."
Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным постановлением, в частности до 31 декабря 2015 года, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.
Такой подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Таким образом, принятие Правительством РФ постановления от 5 мая 2014 года N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" и признание утратившим силу постановления Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" не является основанием для признания недействующим постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Гальчего О.В., несмотря на неправильный вывод о пропуске заявителем установленного срока для судебного обжалования ненормативного правового акта, который не подтвержден фактическими обстоятельствами дела, является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гальчего О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 9 июля 2015 г. N 33-5729/2015
Текст определения официально опубликован не был
Текст определения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)