Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В,
судей Безгиновой Л.А, Меньшова С.В,
с участием секретаря судебного заседания Вяхиревой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району на решение Советского районного суда от 25 декабря 2017 года,
по иску Щибрикова В.В. к ГУУПФ РФ по Георгиевскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В,
УСТАНОВИЛА:
Щибриков В.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району, в котором просил признать решение N 32 от 19 мая 2017 года ГУ УПФ Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого стажа с вредными условиями труда, незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с вредными условиями труда, с даты обращения к ответчику, то есть с 27 декабря 2016 года, включив в специальный стаж следующие периоды трудовой деятельности: с 22 декабря 1982 года по 28 февраля 1984 года - аппаратчиком подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов отделения N3 гидрометаллургического цеха Горно-химического рудоуправления в производстве минеральных удобрений; с 01 марта 1984 года по 19 апреля 1985года - аппаратчиком по производству минеральных удобрений, занятым в технологическом процессе производства минеральных удобрений отделения N3 гидрометаллургического завода Горно-химического рудоуправления; с 24апреля 1985 года по 13 мая 1987 года - службу по призыву в рядах Советской армии; с 01 июля 1987 года по 13 декабря 1993 года - аппаратчиком по производству минеральных удобрений отделения N 3 гидрометаллургического завода Горно-химического управления (Лермонтовского производственного объединения "Алмаз") в производстве минеральных удобрений постоянно занятым в течение полного рабочего дня в химическом производстве на указанных выше работах.
Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 25 декабря 2017 года за Щибриковым В.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со дня обращения в ГУ УПФ Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края, то есть с 27 декабря 2016 года. Щибрикову В.В. зачтены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, следующие периоды:
- с 22 декабря 1982 года по 28 февраля 1984 года в Горно-химическом рудоуправлении аппаратчиком подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов отделения N 3 по 4 разряду;
- с 01 марта 1984 года по 19 апреля 1985 года аппаратчиком по производству минеральных удобрений отделения N 3 Гидрометаллургического завода по 4 разряду;
- с 24 апреля 1985 года по 13 мая 1987 года службу по призыву в рядах Советской Армии;
- с 01 июля 1987 года по 01 января 1992 год в отделении N 3 Гидрометаллургического завода Горно-химического рудоуправления аппаратчиком производства минеральных удобрений по 5 разряду.
Этим же решением отказано в удовлетворении исковых требований Щибрикова В.В. о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы с 01 января 1992года по 13 декабря 1993 года в качестве аппаратчика производства минеральных удобрений участка производства ДАФ и аммофос отделения N3 гидрометаллургического завода по 5 разряду.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району просит решение суда отменить в части удовлетворённых исковых требований, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Щибриков В.В. просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что решением ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края за N 32 от 19 мая 2017 года Щибрикову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Как следует из трудовой книжки истца от 05 января 1983 года, 22 декабря 1982 года истец был принят на работу в Горно-химическое рудоуправление аппаратчиком подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов отделения N 3 по 4разряду, затем, 01 марта 1984 года переведен аппаратчиком по производству минеральных удобрений отделения N 3 Гидрометаллургического завода по 4разряду, с 19 апреля 1985 года уволен в связи с призывом на военную службу, 01 июля 1987 года принят в отделение N3 Гидрометаллургического завода Горно-химического рудоуправления аппаратчиком производства минеральных удобрений по 5 разряду, с 01 января 1992 года переведён аппаратчиком производства минеральных удобрений участка производства ДАФ и аммофос отделения N3 гидрометаллургического завода по 5 разряду, 13 декабря 1993года уволен по собственному желанию.
Материалы дела также содержат справки о переименованиях ЛПО "Алмаз", из которых следует, что гидрометаллургический завод являлся одним из подразделений ЛГП "Алмаз" на протяжении всей его деятельности. ОАО "ГМЗ" является правопреемником ФГУП "ГМЗ", ГУП "ГМЗ", гидрометаллургического завода ЛГП "Алмаз" в соответствии с Уставом.
Согласно справке N 05 от 07 февраля 2017 года ОАО "Гидрометаллургического завода" г. Лермонтов, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОАО "Гидрометаллургический завод" (ранее ФГУП "Гидрометаллургический завод", ГУП " Гидрометаллургический завод", ЛГП (ЛПО) "Алмаз" отнесён к предприятиям химической и нефтехимической отрасли промышленности: 24.15 - производство удобрений и азотных соединений; 24.13 - производство прочих основных неорганических химических веществ; 24.14 - производство прочих основных органических химических веществ. Доля химической продукции в общем объёме производства составляет 94-98%, в том числе минеральных удобрений 91-95%.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что трудовая деятельность Щибрикова В.В. в спорные периоды протекала полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели и была связана с вредными условиями труда и на момент его обращения с заявлением о назначении пенсии 27 декабря 2016 года у Щибрикова В.В. возникло право на спорную пенсию, с учётом включения в специальный стаж истца спорных периодов его работы.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3).
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с вышеназванными положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 и N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, при этом выполнявшиеся до 01 января 1992 года работы, предусмотренные Списком N 1 и N 2 производств, цехов, профессии и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 1 и N 2 от 26 января 1991 года N 10.
В соответствии со Списками, утверждёнными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах было предоставлено для рабочих, мастеров, старших мастеров цехов, занятых полный рабочий день в цехах, производствах (на праве цехов) и отдельных установках производств минеральных удобрений, кроме рабочих, мастеров и старших мастеров, занятых на ремонте и обслуживании электрооборудования, контрольно-измерительных приборов, вентиляции (раздел VIII "Химическое производство" пункт 1 абзац 12).
Рабочие, руководители и специалисты предприятий, занятые полный рабочий день в производствах химической и нефтехимической промышленности, а также на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования также указаны в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (код 1080А010 раздела VIII "Химическое производство").
На основании пункта 25 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5, работники предприятия пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с подразделом "А" раздела "Химическое производство" Списков 1 и 2, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Из письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004года следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утверждёнными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работы предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Согласно пункту 7 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, если в Списках указано производство и работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или отдельных работах. Данные профессии отнесены к разряду работ с вредными условиями труда.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 1992 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.
Таким образом, время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, без дополнительной проверки занятости работника на работах с особыми условиями в течение полного рабочего дня.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
Подпунктом "к" пункта 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-п и от 24 мая 2001 года N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года N 320-О.
По смыслу положений п.п. 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ для назначения спорной пенсии специальный стаж истца должен составлять не менее 5 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
С учётом вышеизложенных норм права и доказательств, имеющихся в деле, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует необходимый страховой стаж (20 лет), судебная коллегия признаёт несостоятельными, по следующим основаниям.
Как было указано выше, истец Щибриков В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" 27декабря 2016 года, его страховой (трудовой) стаж ответчиком был определён в 19 лет 07 месяцев 17 дней.
Вместе с тем, при включении в подсчёт страхового (трудового) стажа вышеперечисленных спорных периодов, страховой (трудовой) стаж ЩибриковаВ.В. превышает требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" 20 лет, следовательно, учитывая положения данной нормы, а также статью 22 Закона "О страховых пенсиях", оснований для отказа в обязании ответчика назначить Щибрикову В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 27 декабря 2016 года не имелось.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ УПФ Российской Федерации по Георгиевскому району без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.