Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Киселева Г.В.,
судей Медведевой Д.С, Шурловой Л.А,
при секретаре Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Матюховой О.В.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года
по иску Матюховой О.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ш.А.С. и Д.А.А. к Администрации Георгиевского городского округа, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате ЧС - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, и признании права на получение государственных жилищных сертификатов из расчета общей площади жилого дома,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Матюхова О.В, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Ш.А.С,... года рождения, и Д.А.А,... года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации Георгиевского городского округа, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении на ответчиков обязанности по включению ее и детей в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате ЧС - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, и признании за ними права на получение государственных жилищных сертификатов из расчета общей площади жилого дома.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Матюховой О.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ш.А.С. и Д.А.А. к Администрации Георгиевского городского округа, Министерству жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате ЧС - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, и признании права на получение государственных жилищных сертификатов из расчета общей площади жилого дома отказано.
В апелляционной жалобе истец Матюхова О.В. просит отменить решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года. ссылаясь на его незаконность и необоснованность.Указывает на неверное применение судом первой инстанции правовых актов. Полагает, что регистрационный учет не может приводить к ограничению конституционных прав граждан на свободу места жительства и пребывания.
В возражения на апелляционную жалобу ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице министра Марченко Р.А. просит решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края в лице полномочного представителя Белянского С.В. так же просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, высказывая свое несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании истец Матюхова О.В. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просила об отмене судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные Ставропольским краевым судом о времени, дате и месте судебного заседания не явились.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Управления жилищно- коммунального хозяйства Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края в лице полномочного представителя Маркарян Н.А. в Ставропольский краевой суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы истца Матюховой О.В. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года без их участия. С решением суда Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края согласно, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившегося истца, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, с правовыми позициями и выводами которого апелляционная инстанция соглашается.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу:... принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому Матюховой О.В. и ее несовершеннолетним детям: Ш.А.С. и Д.А.А. на основании договора купли-продажи от 29 мая 2015 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01 июня 2015 года.
Вышеуказанный жилой дом и земельный участок попал в зону затопления в результате разлива р. Кума 24-27 мая 2017 года, был поврежден, в связи с чем, признан непригодным для дальнейшего проживания, что подтверждено актом обследования жилого дома N 164 от 19 июня 2017 года и заключением об оценке соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, судом установлено и не оспаривается самой истицей Матюховой О.В, что она и несовершеннолетние дети значатся зарегистрированными по ул.... с 30 мая 2017 года, что следует из паспорта истицы и представленной в материалы дела домовой книги.
Стороной истца в судебном заседании не отрицался тот факт, что на момент ЧС она и ее дети не были зарегистрированы в утраченном жилом доме по ул..., при этом каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, в силу которых она и ее дети не были зарегистрированы в утраченном жилом помещении на момент ЧС, суду не представлено.
Разрешая заявленные Матюховой О.В. исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N З-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3).
24 марта 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 12 марта 2015 года N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Названным постановлением редакция пункта 2 постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно действующей редакции пункта 2 постановления правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент ЧС следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 указанного постановления правительства РФ государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по : кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Матюховой О.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата как у лица, лишившегося жилого помещения в результате ЧС 2017 года, поскольку судом установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истица и ее дети не были зарегистрированы в утраченном жилом доме, и зарегистрировались в нем уже после ЧС, а именно, 30 мая 2017 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их последовательными и логичными, достаточно мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах, оценка которых соответствует требованиям ст. 67 ГПК.
Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с чем, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.