Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2018 года
дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - УПФ РФ по городу Ставрополю Черновой М.В.
на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 октября 2017 года
по делу по иску Симоновой Т.А. к государственному учреждению - УПФ РФ по городу Ставрополю о назначении страховой трудовой пенсии
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Симонова Т.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по городу Ставрополю о назначении страховой пенсии.
В обоснование иска указала, что 15.03.2017 ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю, рассмотрев ее заявление от 15.12.2016 и представленный пакет документов о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказал в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого тридцатилетнего стажа врачебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С указанным решением она не согласна, полагая, что имеет право на получение досрочной пенсии согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионный орган пришел к необоснованному выводу о том, что ее страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, составляет 26 лет 3 месяца 6 дней.
Просила признать за нею право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента подачи заявления в ГУ - УПФР по городу Ставрополю, то есть с 15.12.2016 года; обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009, а также служебные командировки: 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010: 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010 - всего 3 месяца 24 дня; обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в ее страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в ГБУЗ СК "... " в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014 (3 года 6 месяцев 14 дней); обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984, за 1 год и 6 месяцев, всего 45 дней; обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.05.1985 по 31.12.1986, за 1 год и 6 месяцев, всего 2 года 6 месяцев; обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.01.1987 по 06.02.2005, за 1 год и 6 месяцев, с учетом отпусков без сохранения заработной платы с 01.06.1993 по 14.06.1993 - 14 дней; с 25.09.1995 по 30.09.1995 - 6 дней; с 01.09.2004 по 18.09.2004 - 18 дней; обязать ГУ - УПФР по городу Ставрополю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... ", с 07.02.2005 по 15.01.2006, за 1 год и 6 месяцев (л.д. 3-10, 43-50).
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 октября 2017 года исковые требования Симоновой Т.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Ставрополю удовлетворены.
За Симоновой Т.А. признано право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента подачи заявления в ГУ-УПФР по городу Ставрополю, то есть с 15.12.2016.
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А. необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009, а также служебные командировки: 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010; 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010, всего 3 месяца 24 дня.
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А, "... " г.р, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в ГБУЗ СК "... " в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014 (3 года 6 месяцев 14 дней).
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А, "... " г.р, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984, за 1 год и 6 месяцев, всего 45 дней.
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А, "... " г.р, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.05.1985 по 31.12.1986, за 1 год и 6 месяцев, всего 2 года 6 месяцев.
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А, "... " г.р, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.01.1987 по 06.02.2005, за 1 год и 6 месяцев, без учета отпусков без сохранения заработной платы с 01.06.1993 по 14.06.1993 - 14 дней; с 25.09.1995 по 30.09.1995 - 6 дней; с 01.09.2004 по 18.09.2004 - 18 дней.
На ГУ - УПФР по городу Ставрополю возложена обязанность включить в страховой стаж Симоновой Т.А, "... " г.р, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... ", с 07.02.2005 по 15.01.2006, за 1 год и 6 месяцев.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ - УПФ РФ по городу Ставрополю Чернова М.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям пенсионного законодательства.
В силу действующего законодательства в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" могут быть включены периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения всех форм собственности.
Назначение пенсий, предусмотренных частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная нормы не является самостоятельной, а действует в системной взаимосвязи с частью 2 статьи 30 данного закона, согласно которой законодатель делегировал Правительству РФ право утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Разделом "наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена должность "главная медицинская сестра". Наименование должности "заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом", "заместитель директора по работе с сестринским персоналом" не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 781 один год работы в структурных подразделениях (в том числе в отделениях хирургического профиля) учреждений здравоохранения по перечню согласно приложению к Правилам N 781 в должностях врачей и среднего медицинского персонала засчитывается в стаж лечебной деятельности как год и шесть месяцев.
Отделение гравитационной хирургии крови Перечнем N 781 не предусмотрены, также как не предусмотрена должность "медицинская сестра". Пунктом 1 раздела "наименование должностей" Перечня N 781 предусмотрена должность "операционные медицинские сестры"", включая старших, "акушерки", включая старших.
Считает, что орган пенсионного обеспечения обоснованно отказал Симоновой Т.А. в назначении досрочной страховой пенсии, а действия Управления совершены в соответствии с требованиями закона и в пределах полномочий пенсионного органа.
Указывает, что суд, оценивая действия ответчика, прежде всего, должен рассматривать вопрос о правильности применения закона в области пенсионного обеспечения, а не толковать его расширительным образом.
Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу Симонова Т.А. полагает, что суд вынес законное и справедливое решение, с учетом всех юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств, а также в соответствии с требованиями норм материального права.
Полагает, что суд пришел к верному выводу о том, что она, как по должности, так и по функциям, выполняемым структурными подразделениями, в которых она работала, имеет право на включение спорных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по городу Ставрополю и представитель третьего лица ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа" в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав истицу Симонову Т.А. и адвоката Перепадя С.М, действующего в защиту интересов истицы по ордеру N "... " от 28.03.2018, полагавших решение законным и обоснованным, а также представителя третьего лица ГБУЗ СК "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" города Ставрополя Масальскую О.Ф,, действующую по доверенности, просившую оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований к частичной отмене вынесенного по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом, 15.12.2016 Симонова Т.А. обратилась в ГУ - УПФР по городу Ставрополю СК с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ГУ - УПФР по городу Ставрополю СК от 15.03.2017 N 05/24 Симоновой Т.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Орган пенсионного обеспечения не включил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, периоды нахождения Симоновой Т.А. в оплачиваемом учебном отпуске с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009, а также служебные командировки 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010: 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010, - (всего 3 месяца 24 дня); период работы в ГБУЗ СК "... " в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014 (3 года 6 месяцев 14 дней).
Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, включены календарно периоды работы Симоновой Т.А. в должности медицинской сестры отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984; с 01.05.1985 по 31.12.1986 и с 01.01.1987 по 31.05.1993 (в том числе отпуск по беременности и родам с 15.11.1987 по 24.02.1988, с 15.03.1990 по 23.05.1990, а также по уходу за ребенком до полутора лет с 25.02.1988 по 30.04.1989, с 24.05.1991 по 29.04.1993), с 15.06.1993 по 24.09.1995, с 01.10.1995 по 31.12.1999 в должности операционной медицинской сестры отделения гемодиализа "... ";
Также в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, включены календарно периоды работы Симоновой Т.А. в "... " в должности операционной медицинской сестры с 07.02.2005 по 31.12.2005 и в должности главной медицинской сестры с 01.01.2006 по 17.01.2006 (л.д. 12-14).
Проверяя доводы апелляционной жалобы органа пенсионного обеспечения об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в страховой стаж Симоновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009, а также служебные командировки: 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010; 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010, всего 3 месяца 24 дня, судебная коллегия находит их несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации является одним из условий и требований для занятия врачебной должности и получение соответствующей категории.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Поскольку за работником в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в служебных командировках сохраняется как место работы и средний заработок, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, выводы суда о необходимости их включения в специальный стаж являются верными, соответствуют закону и материалам дела. Согласно вышеуказанным положениям закона периоды нахождения на курсах повышения квалификации и служебных командировках, по сути, приравниваются законодателем к выполнению служебных обязанностей по профессии и замещаемой должности.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичный порядок применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений (статьей 198 КЗоТ РСФСР).
Из материалов дела следует, что в период с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009 Симонова Т.А. находилась в оплачиваемом учебном отпуске. Кроме того, Симонова Т.А. в установленном законом порядке была направлена работодателем в служебные командировки: 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010; 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010.
Суд пришел к верным выводам о включении указанных выше периодов нахождения истицы в учебных отпусках и служебных командировках в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в указанные спорные периоды Симоновой Т.А. начислялась заработная плата, и уплачивались страховые взносы.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Следовательно, в указанной части решение подлежит оставлению без изменения.
Вместе с тем, в остальной части решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования Симоновой Т.А. о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции согласился с доводами истицы о необходимости льготного исчисления (как год и шесть месяцев) периодов ее работы в должности операционной медицинской сестры отделения гемодиализа "... ", в должности операционной медицинской сестры и в должности главной медицинской сестры "... " в указанные выше периоды времени.
Ввиду того, что с учетом включения в специальный стаж Симоновой Т.А. спорных периодов в льготном исчислении (один год и 6 месяцев за один год работы) по подсчету суда стаж работы истицы в учреждениях здравоохранения на момент подачи заявления в пенсионный орган составил более 30 лет, суд первой инстанции признал за истицей право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 15.12.2016, то есть с даты обращения в пенсионный орган за назначением пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29.10.2002 N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22.09.1999 N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29.10.2002 N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29.10.2002 N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29.10.2002 N 781).
Исходя из пункта 1 (наименование структурных подразделений) Перечня от 29.10.2002 N 781 в перечень структурных подразделений учреждения здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, входят отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781.
Согласно пунктам 1 и 8 (наименование учреждений) Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781 к таким учреждениям относятся больницы всех наименований и центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
На основании пункта 1 (наименование должностей) Перечня от 29.10.2002 N 781 должность операционной медицинской сестры входит в Перечень должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Так, пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы Симоновой Т.А. в должности медицинской сестры отделения гемодиализа Ставропольской городской больницы N 4, предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Из системного толкования правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере пенсионного обеспечения следует, что в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Однако, отделение гемодиализа не включено в перечень отделений хирургического профиля стационаров, ввиду чего периоды работы Симоновой Т.А. в должности медицинской сестры отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984; с 01.05.1985 по 31.12.1986 и
с 01.01.1987 по 31.05.1993 (в том числе отпуск по беременности и родам с 15.11.1987 по 24.02.1988, с 15.03.1990 по 23.05.1990, а также по уходу за ребенком до полутора лет с 25.02.1988 по 30.04.1989, с 24.05.1991 по 29.04.1993), с 15.06.1993 по 24.09.1995, с 01.10.1995 по 31.12.1999 в должности операционной медицинской сестры отделения гемодиализа "... " правильно включены в медицинский стаж истицы в календарном порядке.
Периоды работы Симоновой Т.А. в ГБУЗ "Центр амбулаторного диализа" в должности операционной медицинской сестры с 07.02.2005 по 31.12.2005 и в должности главной медицинской сестры с 01.01.2006 по 17.01.2006 также обоснованно включены в подсчет стажа в календарном порядке, поскольку в соответствии со Списком должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781, действовавшим в указанные выше периоды осуществления трудовой деятельности Симоновой Т.А, ГБУЗ "Центр амбулаторного диализа" не включен в перечень структурных подразделений учреждения здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в части возложения на орган пенсионного обеспечения обязанности включить в страховой стаж периода работы Симоновой Т.А. в должности медицинской сестры отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев; периода работы в должности медицинской сестры отделения гемодиализа "... " с 01.05.1985 по 31.12.1986 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев, периода работы в должности медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.01.1987 по 06.02.2005 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований истицы.
Проверяя законность и обоснованность решения в части возложения на ГУ - УПФР по г. Ставрополю обязанности включить в страховой стаж Симоновой Т.А, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа" в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Указанный период не включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, так как в архивной справке от 28.11.2016 N "... " и в уточняющей справке от 16.01.2017 N "... " отсутствует информация об осуществлении Симоновой Т.А. врачебной деятельности.
Удовлетворяя исковые требования Симоновой Т.А. и включая данный период в страховой стаж истицы для назначения досрочной пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01.10.2010 по 14.04.2014 истица фактически исполняла должностные обязанности, ранее входившие в круг обязанностей главной медицинской сестры.
Данные выводы суда первой инстанции представляются судебной коллегии несостоятельными, так как в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, как и пунктом 4 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Актами Минсоцздравразвития РФ (Минтруда РФ) тождество наименований должностей главной медицинской сестры и заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом не установлено.
Вопрос о тождественности выполняемых Симоновой Т.А. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности, которое не содержится в нормативно-правовых актах.
Однако таких обстоятельств по делу не установлено и Симонова Т.А. на них не ссылалась.
Суд не учел, что должность главной медицинской сестры, с которой Симонова Т.А. была переведена на должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, является другой должностью, с самостоятельными должностными обязанностями и определенной трудовой функцией.
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, предусмотрены как должность главной медицинской сестры, так и должность заместителя руководителя медицинской организации (например, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом). В Номенклатурах должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения должности заместитель начальника и главная медицинская сестра также включены как самостоятельные должности медицинского персонала.
При этом судебная коллегия находит необходимым отметить, что сравнение перечня должностных обязанностей заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом и главной медицинской сестры не имеет правового значения для разрешения возникшего спора.
Согласно пункту 1 Списка 1991 года, действовавшего до 01.11.1999, право на досрочную пенсию по старости имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как уже указывалось ранее, согласно Списка должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Симонова Т.А. в период с 01.10.2010 по 14.04.2014 занимала должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом ГБУЗ СК "... ". Под категорию врачей, в том числе врачей-руководителей учреждения (структурного подразделения), осуществляющих врачебную деятельность, она не подпадает; доказательств того, что она осуществляла врачебную деятельность в данный период, Симонова Т.А. в материалы дела не предоставила и на указанные обстоятельства не ссылалась.
Ни действовавшими ранее Номенклатурами должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 N 301, приказом Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995 N 35, приказом Минздрава РФ от 15.12.1999 N 377, ни Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 27.08.1997 N 43 должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом не отнесена к категории врачей либо среднего медицинского персонала. Данная должность входит в категорию медицинских работников - "руководители учреждений".
К сестринскому персоналу названная должность также не относится. Симонова Т.А. осуществляла руководство сестринской деятельностью, иным медицинским персоналом, т.е. управленческие функции. Наличие специальных знаний и умений в области сестринского дела соответствует специальному виду деятельности работника лечебного учреждения и занимаемой истицей должности.
В Списках 1999 года и 2002 года должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом также не поименована, в указанные Списки включены только должности врачей-руководителей, осуществляющих медицинскую деятельность, в Список 2002 года - должность главной медицинской сестры.
Отнесение занимаемой истицей должности к должностям медицинского персонала учреждения здравоохранения никем не оспаривается, но не дает права досрочного выхода на пенсию.
В действующем правовом регулировании установление досрочной трудовой пенсии по старости зависит от специфики и характера труда лиц, связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой связано с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными функциональными обязанностями по занимаемой должности. Перечни таких должностей определяются Правительством РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения в указанной части по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Симоновой Т.А. о включении в ее страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы в "... " в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014 (3 года 6 месяцев 14 дней).
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Так как судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии у истицы требуемой законом продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, решение суда первой инстанции в части признания за Симоновой Т.А. права на назначение страховой пенсии по старости с момента подачи заявления в ГУ-УПФР по г. Ставрополю, то есть с 15.12.2016 подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований истицы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 октября 2017 года оставить без изменения в части возложения на ГУ - УПФР по городу Ставрополю обязанности включить в страховой стаж Симоновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 12.11.2007 по 08.12.2007, с 01.05.2009 по 30.06.2009, а также служебные командировки: 18.01.2006; 14.07.2006; 29.09.2006; 13.10.2006; 19.01.2007; 16.04.2007; с 19.04.2007 по 20.04.2007; с 25.04.2007 по 26.04.2007; 17.08.2007; 22.08.2007; 24.08.2007; 08.11.2007; с 28.04.2008 по 29.04.2008; 22.08.2008; 26.02.2009; 16.03.2009; 09.04.2009; 03.09.2009; 10.09.2009; 08.04.2010; 24.06.2010; 15.09.2010; 21.09.2010, всего 3 месяца 24 дня.
Это же решение в остальной части отменить и вынести по делу в этой части новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Симоновой Т.А. к государственному учреждению - УПФ РФ по городу Ставрополю о возложении на ГУ - УПФР по городу Ставрополю обязанности включить в страховой стаж Симоновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы в ГБУЗ СК "Ставропольский краевой медицинский центр амбулаторного диализа" в должности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом с 01.10.2010 по 14.04.2014 (3 года 6 месяцев 14 дней); включить в страховой стаж период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.08.1984 по 31.08.1984 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев; период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.05.1985 по 31.12.1986 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев, период работы медицинской сестрой отделения гемодиализа "... " с 01.01.1987 по 06.02.2005 в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев и признании за нею права на назначение страховой пенсии по старости с момента подачи заявления в ГУ-УПФР по городу Ставрополю, то есть с 15.12.2016.
Апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - УПФ РФ по городу Ставрополю Черновой М.В. удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.