Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н,
судей Галенко В.А, Пестовой Н.В,
при секретаре Арабаджи М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Стрижневой Т. И. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Стрижневой Т. И. к федеральному государственному казенному учреждению "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А, пояснения Стрижневой Т.И, представителя истца Жигалина Е.В, представителя ответчика Сизовой Ю.А, судебная коллегия
установила:
Стрижнева Т.И. обратилась с иском к ФГКУ "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что на основании трудового договора N31 с 01 октября 2004 года была принята ответчиком на должность заведующей стоматологическим отделением - врача-стоматолога-терапевта в стоматологическую поликлинику ДВО.
С 29 октября 2013 года ей установлен должностной оклад в размере 13 612 руб. в месяц.
В июле 2012 года в стоматологической поликлинике ФГКУ "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ была проведена аттестация рабочих мест, в июне 2017 года специальная оценка условий труда, согласно которым класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением "3.3" (вредные условия труда).
Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, согласно которому гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда должностные оклады (тарифные ставки) повышаются.
Поскольку с июля 2012 года у ответчика имеются результаты аттестации рабочих мест, с июня 2017 года результаты специальной оценки условий труда, при наличии которых безопасность условий труда истца не изменялась, истец полагает, что имеет право на получение компенсаций, в том числе на повышенный размер оплаты труда в размере не менее 4% от оклада.
С учетом уточненных в ходе рассмотрения дела исковых требований просит суд взыскать с ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ в ее пользу невыплаченную часть заработной платы за период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года в размере 57 113 руб. 31 коп, исходя из увеличения должностного оклада на 12%, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 13 ноября 2017 года исковые требования Стрижневой Т.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, Стрижнева Т.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает неправильным вывод суда о том, что работодатель выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсаций путем установления истцу одной из трех возможных компенсаций, так как в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. По форме предписания данная норма является императивной, следовательно, работодатель обязан производить выплату заработной платы в повышенном размере работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, для чего обязан также принимать необходимые меры по реализации данной нормы Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Стрижнева Т.И. с 01 октября 2004 года работает в ФГКУ "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ в должности заведующей стоматологическим отделением - врача-стоматолога-терапевта стоматологической поликлиники.
В соответствии с трудовым договором истцу установлен должностной оклад в размере 2 436 руб. по 12 разряду ЕТС, в/ч 40%, районный коэффициент 30%, Дальневосточная надбавка 30 %.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29 октября 2013 года истцу установлен должностной оклад 13 612 руб.
Согласно карте аттестации рабочего места заведующего отделением-врача-стоматолога-терапевта по условиям труда N1, проведенной в июле 2012 года, специальной оценки условий труда от 23 июня 2017 года, класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса был определен со значением "3.3" (вредные условия труда).
Приказом заведующего стоматологической поликлиникой ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ N6 от 21 июля 2017 года "О завершении специальной оценки условий труда в стоматологической поликлинике (г. Хабаровск)" гражданскому персоналу стоматологической поликлиники, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлено повышение должностных окладов с 01 января 2018 года на основании отчета о проведении специальной оценки условий труда от 21 июля 2017 года и протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 21 июля 2017 года на 8% и на 12%.
В данном приказе указано, что в расчете фонда заработной платы на 2017 год не предусмотрено повышение должностных окладов поименованных при проведении специальной оценки труда и не заложено в бюджетной заявке 2017 года. Данное повышение будет учтено в составлении расчета фонда заработной платы на 2018 год с включением данного повышения в бюджетную заявку 2018 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 92, 117, 147, 219, 394 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255, исходил из того, что работодатель выполнил возложенную на него нормативными правовыми актами обязанность по предоставлению работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсаций путем установления одной из трех возможных в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Обязанность работодателя предоставить всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, все три вида компенсации приведенными нормативными актами не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из системного толкования положений статей 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель может самостоятельно в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) устанавливать работникам одну или несколько компенсаций. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
По указанным основаниям судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы об обязанности работодателя производить выплату заработной платы в повышенном размере в соответствии со ст.147 Трудового кодекса РФ.
Согласно п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N255, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Приложением N 1 предусмотрен Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, вместе с тем в число таких военно-медицинских организаций стоматологические поликлиники не включены.
Таким образом, работа, которая выполняется истцом по занимаемой должности, не включена в перечень работ, по которым производится обязательная компенсационная выплата до проведения специальной оценки условий труда. В случае же отнесения по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условий труда к вредным повышение должностного оклада производится в случае, если работник отработал в указанных условиях не менее половины установленной продолжительности рабочего времени.
Согласно представленным в материалы дела карте аттестации рабочего места истца, карте специальной оценки условий труда, класс (подкласс) условий труда "3.3" установлен по биологическому производственному фактору, продолжительность воздействия которого на работника в течение рабочего времени не устанавливалась. Доказательств, что выполняемая истцом работа в спорный период проходила во вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени, материалы дела не содержат. Компенсационные меры в виде повышения должностного оклада предоставлены истцу с января 2018 года, а ранее был установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, выдавалось молоко, что нашло свое отражение в карте специальной оценки условий труда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 ноября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Стрижневой Т. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи В.А. Галенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.