Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А,
судей Гулиной Е.М, Елычева М.Н,
при секретаре Иванове Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 06 октября 2017 года по делу по иску Ларичевой А.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М,
объяснения истицы Ларичевой А.В,
УСТАНОВИЛА:
Ларичева А.В. обратилась в суд с иском к ПФ РФ об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что 24.08.2016 года обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород ГУ-Главного Управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако получила отказ в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Не согласившись с этим, истица обратилась в суд, просит признать решение ПФ РФ незаконным, обязать ответчика включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 01.01.2002 года по 03.11.2004 года в должности воспитателя в детском саду при войсковой части 30765.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 06 октября 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 19, 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
24.08.2016 года Ларичева А.В. обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород ГУ-Главного Управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.12.2016 года N 44 истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа в 25 лет.
Так, из специального стажа истицы были исключен следующий период работы: с 01.01.2002 года по 03.11.2004 года в должности воспитателя в детском саду при войсковой части 30765, так как в страховой стаж включаются периоды работы и или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, казанными в части 1 ст. 4 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. Начисления и уплата страховых взносов в ПФР за оспариваемый период документально не подтверждены.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом, право на досрочное назначение пенсии по старости определяется: за период с 12 ноября 2002 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ст. 27 закона от 17.12.2001 года, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 закона от 17.12.2001 года; Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 закона от 17.12.2001 года;
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004года N 2-П, право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 закона определяется: до 01.11.1999 года с учетом Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.1991 года и Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996г. N5; до 11.11.2002 года с учетом Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, разъяснения Министерства труда РФ от 24.08.2000 года N 9 "О порядке применения постановления Правительства РФ от 20.03.2000 года N 240 " О внесении дополнений в постановление Правительства Российской федерации от 22.09.1999 года N 1067", утвержденного Постановлением МинТруда РФ от 24.08.2000 года N 61.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" за период с 12.11.2002 года производится с учетом "писка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, существующим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781.
Следовательно, для реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости необходимо одновременное выполнение следующих условий: н:аличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ; работа в определенных должностях и учреждениях.
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника.
П. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию v статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью. Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-Ф3, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт2 статьи 29 Федерального закона N 173-Ф3). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" разъясняется, что исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, практически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав- в зависимости о того, исполнил ли страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в ПФ РФ или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и следовательно несовместимы с требованиями ст. 19 ( части 1 и 2) и ст. 55 (часть 3)Конституции РФ.
Таким образом, поскольку обязанность по производству страховых отчислений в пенсионный фонд законодателем возложена на работодателя, ненадлежащее исполнение им указанной обязанности не может служить основанием для ущемления прав застрахованного лица на гарантированное Конституцией РФ социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации.
На основании вышеизложенного суд пришел к правильному выводу, что ответчиком неправомерно исключен период работы Ларичевой А.В. с 01.01.2002 года по 03.11.2004 года в должности воспитателя в детском саду при войсковой части 30765 из подсчета специального стажа, необходимого для начисления досрочной страховой пенсии по старости, а потому исковые требования обосновано удовлетворены.
Учитывая, что войсковая часть 30765, которая входила в систему Министерства обороны РФ, в спорный период дислоцировалась на территории Азербайджанской республики, следует принять во внимание и Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 г. N 188-О-П по запросу 5-го Гарнизонного военного суда "О проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указано, что по смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, в настоящее время ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации). Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 06 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.