Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Ибрагимовой А.М., судей Галимовой Р.С. и Магомедовой А.М., при секретаре Ибрагимовой Т.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Джамалудинова К.Р. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Абдулаевой Р.Б. к администрации ГО "г.Кизляр" о признании за ней права собственности в силу приобретательной давности на домовладение и земельный участок площадью 600 кв.м, расположенных по адресу: Республика Дагестан, г.Кизляр, пер. Набережный, 6 и признании права собственности на самовольное строение на указанном земельном участке отказать.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С, объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия
Установила:
Джамалудинов К.Р. в интересах Абдулаевой Р.Б. обратился в суд с иском к администрации ГО "г.Кизляр" о признании права собственности в силу приобретательной давности на земельный участок и домовладение, признании права собственности на самовольное строение.
В обоснование исковых требований указано, что Абдулаева Р.Б. с сентября 1997 года по настоящее время проживает со своей семьей в домовладении, расположенном на земельном участке площадью 600 кв.м. по адресу: РД, "адрес", "адрес", "адрес". Указанный дом с земельным участком принадлежал ранее Зубенко Г.П, умершему "дата". В 1997 году Зубенко Г.П. продал ей свое домовладение, расположенное по адресу: РД, "адрес", пер. Набережный, "адрес" по цене 24 737 рублей. Фактически сделка купли-продажи между ними была совершена, хотя письменно не была оформлена. Абдулаева Р.Б. была убеждена в том, что купила землю, поскольку оплатила бывшему хозяину указанную денежную сумму, при этом Зубенко Г.П. освободил земельный участок площадью 600 кв.м. с домовладением, расположенным по переулку Набережный, 6, г. Кизляра. Наследником Зубенко Г.П. является его сын - Зубенко В.Г, "дата" года рождения, умерший "дата".
Права Абдулаевой Р.Б. на дом никем не оспариваются, но ввиду отсутствия документального оформления, она лишена возможности распоряжаться домовладением, признать право собственности на самовольные строения во дворе. Домовладение, в котором проживает истец более двадцати лет никогда не выбывало из ее владения, она пользуется им добросовестно, открыто и непрерывно, притязаний других лиц на домовладение не имеется. Абдулаева Р.Б, владея домовладением более 20 лет считает, что приобрела право собственности в силу приобретательной давности. 28 августа 2017 года представитель истца обращался в администрацию ГО "г.Кизляр", однако, администрация отказала в передаче земельного участка в собственность Абдулаевой Р.Б. После приобретения указанного домовладения Абдулаевой Р.Б. была возведена пристройка в пределах земельного участка прилегающего к дому. Пристройка не создает никаких препятствий другим лицам, не угрожает жизни и здоровью и не имеется препятствий для признания за ней права собственности по приобретательной давности на основное строение. С момента приобретения домовладения с земельным участком, расположенных по адресу: РД, г. Кизляр, пер. Набережный, 6 Абдулаева Р.Б. оплачивает коммунальные услуги и налог на земельный участок. Также ею произведен капитальный ремонт домовладения, она ежегодно обрабатывает земельный участок.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Джамалудинов К.Р. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы он излагает позицию, указанную в исковом заявлении.
Автор жалобы указывает, что Абдулаева Р.Б. добросовестно, открыто и непрерывно владеет, как своим собственным объектом недвижимости более 18 лет, иных лиц, оспаривающих права истца, не имеется.
Абдулаева Р.Б. считает, что она стала собственником имущества в силу приобретательской давности. За срок более 18 лет, личного владения Абдулаевой Р.Б. жилым домом и земельным участком, никто не истребовал имущество из их владения, в том числе возможные право приемники. Считают, что Абдулаева Р.Б. пользовалась и владела имуществом добросовестно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что суд правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение, для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ не имеется.
Из материалов дела следует, что согласно справке N 224 от 13.01.2017 года, выданной ТСЖ "Наш дом" Абдулаева Р.Б. вместе с семьей зарегистрирована и проживает в "адрес", "адрес", "адрес".
Из справки отдела ЗАГС администрации ГО "г. Кизляр" N 1591 от 28.12.2016 года усматривается, что имеется актовая запись N 228 от 15.07.1988 года о смерти Зубенко Г.П, "дата" года рождения, умершего "дата".
Согласно справке ОУФМС России по РД в г.Кизляр от 19.10.2017 года Зубенко В.Г. умер, был зарегистрирован по адресу: "адрес" "дата" по "дата".
Согласно письму N 1639 от 08.09.2017 года администрация ГО "г.Кизляр" отказывает в передаче земельного участка Абдулаевой Р.Б. в связи с отсутствием документов, удостоверяющих права Абдулаевой Р.Б. на недвижимое имущество, расположенное на указанном земельном участке.
Из домовой книги для прописки граждан, проживающих в "адрес" по пер. Набережный усматривается, что Абдулаева Р.Б. зарегистрирована по указанному адресу с "дата".
Согласно справке БТИ N от "дата", по данным филиала по "адрес" и "адрес" домовладение по "адрес" принадлежит Зубенко Г.П. на основании договора застройки от 24.01.1957 года.
Согласно техническому паспорту на жилой дом от 28.07.1999 года собственником домовладения расположенного по адресу: "адрес" указан Зубенко Г.П.
Согласно договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 04.01.1957 года (л.д.21), на основании решения исполкома Кизлярского городского совета депутатов трудящихся застройщику Зубенко Г.П. на праве бессрочного пользования предоставлен земельный участок N 6 по пер. Набережный, в г.Кизляр.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания права собственности в порядке приобретательной давности не имеется.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что истец проживает в спорном доме на законных основаниях, судебной коллегией отклоняются как не имеющие правового значения, при разрешении данного дела.
В силу части 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При этом давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору; по этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
Как усматривается из материалов дела земельный участок, расположенный по адресу: РД, г.Кизляр, пер.Набережный, 6 был предоставлен в бессрочное пользование Зубенко Г.П, умершему в 1988 году, в настоящее время спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, право на земельный участок не зарегистрировано.
Обращаясь с иском о признании права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности, Абдулаева Р.Б. указала, что она приобрела указанный земельный участок в 1997 году у Зубенко ГЛ, умершего "дата", что подтверждается сообщением отдела ЗАГС от "дата", при этом дата смерти продавца - Зубенко Г.П. и дата приобретения истцом земельного участка не соответствуют друг другу.
Утверждение истца о том, что она фактически пользовалась домом с 1997 года, оплачивала земельный налог, само по себе не является основанием для признания за ней права собственности на спорный дом.
Пользование Абдуллаевой Р.Б. имуществом, несмотря на длительность, непрерывность и открытость, не может служить основанием для признания права собственности в силу приобретательной давности, поскольку такое пользование нельзя признать добросовестным в контексте ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено суду документов, подтверждающих приобретение им земельного участка у Зубенко Г.П. В исковом заявлении истец также указывает, что проживает по указанному адресу с сентября 1997 года, однако никаких документов подтверждающих проживание истца в домовладении по адресу: "адрес", "адрес" его добросовестное, открытое и непрерывное владение недвижимым имуществом суду не представлено. Суду также не представлены документы, удостоверяющие права Абдулаевой Р.Б. на домовладение расположенное на земельном участке по адресу: РД, "адрес", пер. "адрес".
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.