Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Костогладовой О.Г, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Сорокиной Ирины Алексеевны - С.Е.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2017 года по делу
по иску Сорокиной Ирины Алексеевны к акционерному обществу "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" о понуждении произвести установку приборов учета коммунальных ресурсов.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокина И.А. обратилась в суд с иском к АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" о понуждении произвести установку приборов учета коммунальных ресурсов.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира "адрес" Ответчик АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в указанный жилой дом коммунальные ресурсы. ООО "УК "УправДом" - управляющей компанией, обслуживающей жилой дом. В многоквартирном доме до настоящего времени не установлены приборы учета отопления.
Согласно ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета и общедомовыми приборами учета возложена законодателем на ресурсоснабжающую организацию. Неустановка ответчиком приборов учета в сроки, определенные законодателем, возлагает на истца оплату за потребленные коммунальные ресурсы по установленным нормативам потребления и приводит к оплате в большем размере.
Ссылаясь на указанные обстоятельств, Сорокина И.А. просила суд признать незаконными бездействия АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" по оснащению многоквартирного дома "адрес" Алтайского края прибором учета коммунальных ресурсов: отопления; обязать ответчика произвести установку приборов учета коммунальных ресурсов: горячего водоснабжения с фиксацией тепловой энергии и теплоносителя на указанный многоквартирный дом.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Сорокиной И.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца С.Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не соглашаясь с решение суда, ссылаясь на ч.ч. 5, 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает, что собственники многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае невыполнения данной обязанности собственниками многоквартирных домов выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на ресурсоснабжающие организации. При этом, полагает, что ч. 8 ст. 13 названного федерального закона не подлежит применению к данному спору, так как истец не относится к лицам, указанным в частях 3-7 ст. 13 закона.
В суде апелляционной инстанции представители третьего лица ООО "УК "УправДом" Лисина О.Н. и Афанасенко Е.К. просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Сорокина И.А. является собственником (общая долевая собственность, 1/3 доля) квартиры по адресу: "адрес".
Управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по указанному адресу, является ООО "УК "УправДом".
Ответчик АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в жилой дом коммунальные ресурсы.
В указанном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом N б/н от 15.11.2017, составленным представителем АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" инженером технического надзора Ф.К.Н. в присутствии представителя управляющей организации инженера-теплотехника Б.В.М.
Согласно схеме теплоснабжения города Рубцовска (актуализированной на 2017 год), утвержденной постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от 15.09.2016 N 4006, максимальный объем потребления тепловой энергии многоквартирным домом по "адрес" составляет 0,1332 Гкал/ч (л.д. 40).
Разрешая при указанных обстоятельствах настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно действующему законодательству до 01.01.2019 обязанность по установке прибора учета используемой тепловой энергии, а также по обеспечению ввода в эксплуатацию такого прибора возложена на собственников многоквартирного дома.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как следует из ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемые Правительством Российской Федерации, могут устанавливать особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению объектов, указанных в частях 3 - 7 настоящей статьи, приборами учета.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Пункт 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) устанавливает, что до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования данных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009 (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ), максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны до 01.01.2019 обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома выполнение указанных действий до 01.01.2021 возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Поскольку спорный многоквартирный дом введен в эксплуатацию до 27.11.2009, максимальный объем потребления тепловой энергии данным многоквартирным домом составляет 0,1332 Гкал/ч, то есть менее чем две десятых гигакалории в час, исковые требования Сорокиной И.А. о возложении на ответчика обязанности установить прибор учета используемой тепловой энергии, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию заявлены к АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" преждевременно. В настоящее время данная обязанность возложена на собственников многоквартирного дома.
Таким образом, судом обосновано было отказано в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ч. 8 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяется на истца как собственника многоквартирного дома, основаны на неверном понимании указанной нормы материального права.
Из содержания ч. 8 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ следует, что ее положения распространяются, в том числе на собственников жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на иную судебную практику также несостоятельны, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, при разрешении спора материальный закон судом применен верно, процессуальных нарушений судом при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истца Сорокиной Ирины Алексеевны - С.Е.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2017 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.