Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Костогладовой О.Г, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бердниковой Натальи Георгиевны на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 ноября 2017 года по делу
по иску Бердниковой Натальи Георгиевны к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бердникова Н.Г. обратилась в суд к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - КЖКХ), просит признать незаконным приказ комитета N151/пр.1148 от 20.06.2017г. об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении; возложить обязанность на ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как гражданина, являющегося собственником жилого помещения и обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований истец ссылалась на то, что приказом КЖКХ от 20.06.2017г. N151/пр 1148 незаконно отказано в признании истца нуждающейся в жилом помещении. Истцу и ее сыну Б.В.А. (ребенок-инвалид детства) принадлежит на праве долевой собственности комната "адрес" общей площадью 23,7 кв.м. по "адрес", в которой они зарегистрированы по месту жительства. Иного жилого помещения ни на праве собственности, ни на праве владения у них не имеется. Учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. на одного человека, а у истца жилая площадь на одного человека меньше установленного норматива.
Возражая против иска, представитель ответчика КЖКХ Т.Н.В. указала на то, что законодательство не предусматривает принятие граждан такой категории на учет, если они не признаны малоимущими. При определении стоимости жилья берется средняя стоимость квадратного метра 32202 руб.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд пришел к неправильному выводу о том, что для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда истец должна быть признана малоимущей в установленном ч.2 ст.49 ЖК РФ порядке, и что ей обоснованно отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку малоимущей истец не является и не относится к иной категории граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств государственного жилищного фонда. Данный вывод суда противоречит положениям жилищного законодательства (ст.ст.49,51,52 ЖК РФ), согласно которым гражданин имеет право стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям - как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N901, установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет. Вопрос о том, что в квартире проживает несколько семей и заболевание сына истца делает невозможным проживание с другими семьями, судом не исследовался, в то время как истец мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому основанию. Кроме того, при вынесении оспариваемого приказа ответчиком была неверно определена стоимость жилого помещения, в котором проживает семья истца и третье лицо, и размер их дохода, в результате чего стоимость данного имущества превысила пороговое значение стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, установленное решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2007 N534, что привело к незаконному отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Данные обстоятельства судом первой инстанции не проверены и им не дано надлежащей оценки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Т.Н.В. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Бердниковой Н.Г. и ее сыну Б.В.А. (инвалиду детства) принадлежат на праве общей долевой собственности комната "адрес", общей площадью 23,7 кв.м, по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации. Бердникова Н.Г. проживает вместе с Б.В.А. в указанной квартире.
В собственности Бердниковой Н.Г, Б.В.А. иных жилых помещений не имеется, что подтверждается сведениями из Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Бердниковой Н.Г. было подано заявление о признании нуждающейся в жилом помещении, так как на двоих занимаемая площадь менее учетной нормы по г. Барнаулу (менее 24 кв.м.).
Приказом КЖКХ от 20.06.2017г. N151/пр 1148 Бердниковой Н.Г. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, так как семья Бердниковой Н.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 23,7 кв.м.; стоимость данного имущества составляет 381 593,70 руб. на каждого члена семьи, что превышает пороговое значение стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, установленное решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2007 N534; размер дохода заявителя и члена семьи составляет 11 114, 67 руб. на каждого, что превышает величину прожиточного минимума, установленную постановлением Правительства Алтайского края от 10.05.2017 N154).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула обоснованно отказал истцу в признании ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку в соответствии с нормами жилищного законодательства для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда истец должна быть признана малоимущей в установленном ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке. Вместе с тем истец к категории малоимущих не относится, так как имеет соответствующий размер дохода, недвижимое имущество, также истец не относиться к иной категории граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств государственного жилищного фонда.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего как федерального, так и регионального законодательства, доводы апелляционной жалобы истца находит несостоятельными.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне относятся к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы правильно применив нормы жилищного законодательства, в том числе ст.ст.49,51,52 ЖК РФ суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы истца пришел к верному выводу о том, что для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда истец должна быть признана малоимущей в установленном ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке, а поскольку малоимущей она не признана, ответчик обоснованно отказал в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку, как верно указано судом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, а также принятие на учет в качестве нуждающихся, носит общий порядок, доводы жалобы, указывающие на наличие в семье истца инвалида, страдающего заболеванием, делающим невозможным проживание на одной с ним площади иных лиц, выводов суда о необходимости признания семьи истца малоимущей не опровергают.
Ссылки в жалобе на то, что при вынесении оспариваемого приказа ответчиком была неверно определена стоимость жилого помещения, в котором проживает семья истца и третье лицо, и размер дохода истца и ее сына, в результате чего стоимость данного имущества превысила пороговое значение стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, при этом апелляционная жалоба не содержит иного расчета порогового значения стоимости имущества и доходов членов семьи истца, и в суд не были представлены доказательства, подтверждающие данные доводы истца.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 239 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Бердниковой Натальи Георгиевны на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.