Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А,
судей Запаровой Я.Е, Соболевой С.Л,
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Низамовой О. Ф. - Чернядьева М. В. на решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 04 декабря 2017 года по делу
по административному исковому заявлению Низамовой О. Ф. к Межрайонной ИФНС России "номер" по Алтайскому краю о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа и возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С ДД.ММ.ГГ Низамова О.Ф. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Инвентаризационная стоимость данного жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГ с учетом применения коэффициента-дифлятора на 2015 год составила 3 171 446,00 руб.
ДД.ММ.ГГ Низамовой О.Ф. было направлено уведомление "номер" на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 года в размере 47 572 руб..
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленные сроки в добровольном порядке Низамовой О.Ф. было направлено требование "номер" об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере 47 572 руб. и пени в размере 317,15 руб.
Полагая расчет налога исходя из инвентаризационной стоимости имущества незаконным, Низамова О.Ф. обратилась в суд с иском о признании требования "номер" об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГ недействительным и возложении на МИФНС России "номер" по Алтайскому краю обязанности пересчитать налог на имущество по ставке 0,1 %, исходя из кадастровой стоимости имущества.
Требования мотивированы тем, что в 2016 году 28 регионов Российской Федерации установили кадастровую стоимость для объектов недвижимости на своих территориях и применяют исчисление налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, ставка налога составляет в этом случае 0,1 % кадастровой стоимости имущества. При этом исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости она должна уплатить налог в размере 2 873,74 руб. Однако в Алтайском крае, в частности в городе Барнауле, не определили в установленном законом порядке кадастровую стоимость объектов недвижимости, поэтому Барнаульская городская Дума приняла решение от ДД.ММ.ГГ "номер" "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", согласно которому расчет налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов. В связи с этим налог на имущество составил 47 572 руб, что превышает сумму налога по социально справедливой кадастровой стоимости в 16,56 раз.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Низамовой О.Ф. - Чернядьев М.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, настаивая на несправедливости начисления в данном случае налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости, учитывая значительную разницу в сумме налога по сравнению с аналогичной, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости имущества.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России "номер" по Алтайскому краю просит оставить ее (жалобу) без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца Низамовой О.Ф. - Чернядьев М.В. поддержал жалобу в полном объеме, представитель Межрайонной ИФНС России "номер" по Алтайскому краю Садкова Н.С. полагала принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая налоговый спор, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом на основании представленных сведений налог на имущество физических лиц за 2015 года административному истцу был начислен в соответствии с действующим законодательством ((3 171 446 руб. (суммарная инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве собственности) х 1,5% (налоговая ставка), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789) в исключительной компетенции городской Думы находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1). Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2).
Из правового анализа ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 12 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что налоговая база в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости будет применяться в том случае, если правовым актом представительного органа муниципального образования установлен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поскольку установление особенности определения налоговой базы по местным налогам относится к компетенции представительных органов муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц введен на территории городского округа - город Барнаул Алтайского края с 01 января 2015 года решением Барнаульской городской Думы от 07 ноября 2014 года N 375. Налоговые ставки установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов.
Таким образом, в настоящее время на территории муниципального образования налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, поскольку представительным органом муниципального образования городского округа - Барнаульской городской Думой не принят муниципальный правовой акт, который бы определял налоговую базу объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы о несправедливом начислении налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости, учитывая значительную разницу в сумме налога по сравнению с аналогичной, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости имущества, не опровергают правильный вывод суда о наличии в данном случае у налогового органа правовых оснований для исчисления налога на имущества исходя из инвентаризационной стоимости и не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Низамовой О. Ф. - Чернядьева М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.