Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Акционерного общества "Сырьевая компания" генерального директора ФИО2 на постановление судьи Ишимайского городского суда Республики Башкортостан от 18 января 2018 года, которым
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Сырьевая компания" прекращено в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания,
установила:
07 сентября 2017 года начальником отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - АО "Сырьевая компания" по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено в Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан, судьей которого принято вышеприведенное постановление.
Законный представитель АО "Сырьевая компания" - генеральный директор ФИО2 обратился в Верховный Суд РБ с жалобой на постановление судьи городского суда, в которой просил судебный акт отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование указывает на нарушения судьей норм материального и процессуального права.
Защитники АО "Сырьевая компания" Головина А.М. и Миключева О.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Статья 7.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях, в том числе - определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия; определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ч. 1 ст. 30 того же закона объектами историко-культурной экспертизы являются: земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ закреплено: использование лесов может быть следующих видов: 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона N 73-ФЗ порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2).
Согласно п. 3 вышеуказанной статьи Федерального закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Пунктом 2 ст. 32 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Из взаимосвязанных положений вышеприведенных статей Федерального закона N73-Ф3 следует, что при отсутствии сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на территории земельного участка, в котором планируется, в том числе, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заказчик организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка. При обнаружении объектов археологического наследия разрабатывается раздел проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия и представляется акт государственной историко-культурной экспертизы на Раздел, Управлением по государственной охране объектов культурного наследия выдается решение о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона. При отсутствии объектов археологического наследия акт экспертизы проходит 15-дневное общественное обсуждение, после которого выдается заключение органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии объектов археологического наследия на данном участке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями ГБУ Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан, отдельными и коллектива граждан о производстве поисково-оценочных работ на горе... в адрес РБ дата на основании приказа Управления от дата N... должностными лицами Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее по тексту - Управление) в целях проверки обращений осуществлен выезд для осмотра участка... в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан - земельного участка с кадастровым номером N... в кадастровом квартале N... В ходе осмотра земельного участка, близ которого расположены объекты культурного наследия федерального значения "... ", расположенного по адресу: адрес, Ишеевский сельсовет,... ) адрес, на правом берегу адрес, и "... ", расположенного по адресу: адрес, на адрес на территории адрес, информация о проведении поисково-оценочных работ подтвердилась.
В ходе осмотра на одном из деревьев в зоне горы адрес был обнаружен информационный стенд с размещением документов, согласно которым заказчиком поисково-оценочных работ на горе адрес является АО "Сырьевая компания", которому Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдана лицензия на пользование недрами N... ТП от дата с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых сроком до дата; работы проводит ООО "... ", о котором также имеется информация на стенде. Размещены сведения о расположении участка недр (схема с обозначением угловых точек), титульный лист положительного экспертного заключения N... от дата по проекту "Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке адрес в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан", выполненного ФБУ "... " (Россия, адрес, адрес 401) и титульный лист Проекта "Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке... в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан" геолого-методическая часть, Уфа-2016, утвержденного генеральным директором АО "Сырьевая компания" ФИО2 от дата. Работы проводятся на центральной части горы адрес. К местам производства работ по поиску и разведке известняка ведет насыпная автодорога, пригодная для проезда спецтехники. Судя по активности техники, проложенным дорогам, информационному стенду, район поиска и разведки известняка охватывает всю гору от подножия до вершины, работы сопровождаются обширными земляными работами. Удаление фиксируемых работ от памятников археологии " адрес" составляет 1,8 и 1 км к северу и северо-востоку соответственно.
Управлением на основании приказа от дата N... в отношении АО "Сырьевая компания" была организована внеплановая документарная проверка с целью контроля за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее по тексту - ОКН), установления законности проведения поисково-оценочных работ на горе адрес.
Установлено, что в нарушение взаимосвязанных положений п.п. 1, 2 ст. 36, ст.ст. 28, 30, 31, пп. 1. и 2, 32 п. 2 Федерального закона N 73-ФЗ, акт государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащий результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не поступал, за согласованием проведения работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке адрес, которое необходимо в соответствии с требованиями законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, АО "Сырьевая компания" не обращалось, Управление проведение вышеуказанных работ не согласовало.
05 мая 2017 года за исх. N... Управление направило письмо АО "Сырьевая Компания" о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых ведутся работы, на что Обществом был дан ответ о том, что оснований проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению, нет.
Параллельно от АО "Сырьевая компания" в Управление поступил запрос вх. N... от дата о предоставлении Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан, расположенных на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории адрес Республики Башкортостан.
25 мая 2017 года за исх. N... Управление направил ответ на запрос, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе археологического, Управление не располагает.
На основании изложенного должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, посчитало установленным, что АО "Сырьевая компания", располагая достоверными сведениями об отсутствии у государственного органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии на рассматриваемом земельном участке объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в нарушение положений Федерального закона N 73-ФЗ организовало проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке адрес в отсутствие решения уполномоченного органа в области государственной охраны ОКН, выразившееся в проведении земляных работ и иных работ на вышеуказанном земельном участке; действия Общества квалифицированы по ч. 1 ст. 7.14 КоАП РФ как организация и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение необходимо.
Судьей установлено, что вышеуказанный порядок АО "Сырьевая компания" не соблюден, Общество организовало проведение работ по геологическому изучению недр (поиск и оценка месторождения полезных ископаемых на участке адрес) без проведения историко-культурной экспертизы и получения решения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, предусмотренного п. 1 ст. 31 Федерального закона N 73-ФЗ, что подтверждается совокупностью доказательств:
- актом осмотра объектов культурного наследия федерального значения от дата, фототаблицей к нему, из которых следует, что дата при осмотре участков по поиску и оценке известняков на горе... на дереве был обнаружен информационный стенд с размещением документов о заказчике поисково-оценочных работ на горе адрес - АО "Сырьевая компания", сведений о расположении участка недр - схемы с обозначением угловых точек и других сведений; установлено производство работ по поиску и разведке известняка по заказу АО "Сырьевая компания" от подножия до вершины горы на расстоянии 1,8 и 1 км от памятников археологии "... с применением спецтехники и установок по поиску и оценке известняков. Данный акт осмотра составлен в рамках проверки состояния ОКН на основании приказа Управления N... от дата, защитники общества на него ссылаются в том числе в качестве доводов защиты (геологоразведочные работы проводились в 1,8 и 1 км от ОКН).
- письмом Управления N... от дата АО "Сырьевая компания" о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков на участке адрес в адрес, на которых ведутся изыскательские работы, о наличии или отсутствии объектов культурного наследия;
- письмом-ответом АО "Сырьевая компания" 01-07/610 от дата Управлению об отсутствии оснований для проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению, со ссылкой на информацию об уничтожении селища " адрес с МКУ отдела культуры адрес, не уполномоченного давать ответы о наличии или отсутствии ОКН на территории земельного участка, где проводились поисково-оценочные работы; запросом генерального директора АО "Сырьевая компания" N... от дата к главе администрации о предоставлении Перечня объектов культурного наследия на территории адрес; ответом начальника МКУ отдела культуры MP адрес от дата с приложением Перечня объектов культурного наследия;
-письмом АО "Сырьевая компания" 15-23 от дата Управлению о предоставлении Перечня объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории адрес;
-письмом Управления N... от дата с приложением сведений об ОКН, выявленных ОКН федерального, регионального значения, в котором сообщается, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического) Управление не располагает, в связи с чем разъяснена необходимость обеспечения заказчиком работ проведения и финансирования историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, предусмотренном ст. 45. 1 Федерального закона, представления документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащих результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
- письмом Управления N... от дата, в котором сообщается, что МКУ отдел культуры MP адрес РБ не является уполномоченным органом по предоставлению сведений об ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектах, обладающих признаками ОКН на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов, их частей, подлежащих воздействию земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, уполномоченным органом является Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ, образованный Указом Главы Республики Башкортостан от дата; разъяснено, что наличие сведений об отдельных памятниках на горе адрес не освобождает от необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земель, т.к. целенаправленное полное обследование адрес не проводилось, наличие ОКН на рассматриваемой территории свидетельствует о ее высоком историко- культурном потенциале; ОКН федерального значения " адрес" включен в реестр и не исключен из реестра, в этих целях государственно историко-культурная экспертиза не проводилась;
- письмом-пояснением генерального директора АО "Сырьевая компания" от дата N... с изложением порядка получения им лицензии, проектной документации "Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке адрес в MP адрес РБ" с положительным экспертным заключением от дата Поволжского ТО ФБУ "... ", в котором также сообщается, что при проведении работ по геологическому изучению недр адрес месторождения объекты, обладающие признаками ОКН, археологического наследия заказчиком работ, лицом, проводящим указанные работы, не обнаружены, основания для проведения историко- культурной экспертизы земельного участка, на котором проводятся работы по геологическому изучению, отсутствовали;
- лицензией на пользование недрами от дата с целевым назначением - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, Условиями пользования недрами, схемой расположения участка недр, Сведениями об участке недр, договором N... на выполнение поисков и оценки месторождений известняков для химической промышленности на участке адрес в адрес MP РБ от дата с приложением, Проектом на проведение работ по объекту "Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке адрес в MP адрес РБ"; положительным экспертным заключением N... от дата;
- актом проверки N... ВПЮ от дата, проведенной на основании приказа Управления N... от дата, в котором зафиксировано допущенное АО "Сырьевая компания" нарушение - проведение работ по геологическому изучению недр на участке адрес РБ без проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия ОКН, выявленных ОКН, объектов, обладающих признаками ОКН, с которым представитель юридического лица ознакомлен. Проверка проведена на основании приказа Управления N... от дата, в котором срок проведения проверки указан 20 дней. Согласно акту проверки фактический срок ее проведения составил 2 дня продолжительностью 1 час и 2 часа, представитель Управления пояснил, что в приказе Управления N... от дата в установлении даты начала и окончания проверки допущена техническая ошибка, поэтому нарушения порядка проверки, нарушения прав юридического лица при проверке судья не усматривает;
-протоколом об административном правонарушении, с которым защитник общества ознакомлен, выразил несогласие с ним;
-пояснениями защитников АО "Сырьевая компания", подтвердившими производство на горе адрес в границах геологического отвода геологоразведочных работ, земляных работ по бурению.
Как правильно указал суд, вышеуказанные обстоятельства были установлены судьей Ишимбайского городского суда РБ и вынесено постановление от дата по делу 5-306/2017 года об административном правонарушении, которым АО "Сырьевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в сумме 200000 руб. Судебный акт вступил в законную силу решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата.
Таким образом, АО "Сырьевая компания" одним и тем же действием (бездействием) - проведением земляных работ близ объектов культурного наследия на горе адрес РБ, совершены два правонарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 7.13 и ст. 7.14 КоАП РФ, установленные в рамках проведения одной проверки, при этом санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание.
Между тем в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N... "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
Как правильно указал судья Ишимбайского городского суда РБ, своевременно два дела с аналогичными административными правонарушениями, квалифицированными по ч.1 ст. 7.13 (дело 5-306/2017) и ст. 7.14 (дело 5-307/2017) КоАП РФ, поступившие в Ишимбайский городской суд РБ дата, не были объединены в одно производство с вынесением одного постановления должностным лицом, чем нарушены права и законные интересы юридического лица и положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ о назначении одного наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении АО "Сырьевая компания", привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, судьей городского суда обосновано были приняты во внимание положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, и производство по делу прекращено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Ишимайского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Сырьевая компания" оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО2 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Шагизиганова Х.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.