Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Агаларова ФИО9 на постановление судьи Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым
гражданин Республики... Агаларов ФИО10, дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации, с помещением в специальное учреждение для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации по адресу: адресВ,
установила:
02 февраля 2018 года инспектором отделения по Калининскому району отдела по вопросам миграции УМВД России по адрес ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Республики... Агаларова Р.М. оглы по факту его нахождения на территории Российской Федерации с нарушением установленного режима пребывания (проживания).
Материалы переданы на рассмотрение в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан,
Агаларов Р.М. оглы просит постановление судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2018 года изменить в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указав, что исполнение данного вида административного наказания повлечет нарушение его права на уважение семейной жизни, так как на территории Российской Федерации проживает его супруга, которая является гражданкой Российской Федерации.
Выслушав защитника Агаларова Р.М. оглы Юмагулова И.Т, поддержавшего жалобу в полном объеме, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАПР Ф нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года
N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 02 февраля 2018 года в 12 часов 00 минут при проверке документов по адресу: Республики Башкортостан, адрес, было установлено, что гражданин Республики... Агаларов Р.М. оглы не имеет документов, подтверждающих право пребывания в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом отделения по адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по адрес ФИО5 (л.д. 2); протоколом об административном правонарушении от 02 февраля 2018 года N... (л.д. 3); сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 5-12).
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совершенное Агаларовым Р.М. оглы административное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что у Агаларова Р.М. оглы на территории Российской Федерации проживает его супруга - гражданка Российской Федерации, повлечь отмену или изменение судебного постановления не может.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 года по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", ? 68; от 19 февраля 1996 года по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", ? 38 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", ? 28; от 24 апреля 1996 года по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", ? 41; от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении Агаларову Р.М. оглы административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьей районного суда соблюдены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Агаларов Р.М. оглы по окончании срока пребывания установленных законом мер к легализации своего положения на территории Российской Федерации не предпринял, продолжив проживать в Российской Федерации без постановки на миграционный учет, документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации на законных основаниях.
Согласно копии свидетельства о заключении брака II-АР N... у Агаларова Р.М. оглы дата заключен брак с гражданкой Российской Федерации ФИО11.
В своих объяснениях в протоколе об административном правонарушении Агаларов Р.М. оглы указывает "я Агаларов Р.М. проживаю без регистрации в г. Уфе с 22 апреля 2017 года, у меня заключен брак с гражданской по имени Света, фамилии не знаю, так как брак заключен фиктивно, Света живет в Иглино, я с ней не живу, а живу на адрес".
Учитывая вышеуказанное, к показаниям ФИО6, данными ею в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы, о том, что она проживает с Агаларовым Р.М. оглы одной семьей, следует отнестись критически.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Агаларов Р.М. оглы ранее привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области миграционного законодательства: 16 января 2016 года по ст.12.6 КоАП РФ, 26 ноября 2008 года по ст.18.8 КоАП РФ, 25 апреля 2017 года по ст.18.8 КоАП РФ, 07 апреля 2015 года по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ, в отношении Агаларова Р.М. оглы 19 мая 2017 года вынесено решение о неразрешении въезда на территорию РФ на основании ч.4 ст.26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Агаларову Р.М. оглы этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При составлении протокола об административном правонарушении Агаларову Р.М. оглы были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении он собственноручно указал, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается, в материалах дела имеется сертификат на имя Агаларова Р.М. оглы о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации сроком действия до 05 августа 2020 года (л.д. 28)
Порядок привлечения к административной ответственности Агаларова Р.М. оглы не нарушен.
Дело рассмотрено в суде первой инстанции в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица.
Постановление о привлечении Агаларова Р.М. оглы к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики... Агаларова ФИО12, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Тимербаев Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.