Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ф.Т. Нурисламова
судей Г.Д. Вахатовой
О.Р. Фархиуллиной
при секретаре З.Р. Идельбаеве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
измененный иск прокурора адрес РБ в интересах ФИО1 к адрес городского округа адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилом помещений и принятии на учет как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и обязании принять на учет и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения с момента обращения - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан принять ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по категории дети-сироты, дети. оставшиеся без попечения родителей, и включить ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р, судебная коллегия
установила:
адрес РБ в интересах ФИО1 обратился с иском к Администрации Ленинского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилом помещений и принятии на учет как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и обязании принять на учет и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения с момента обращения (с учетом измененных исковых требований).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы по обращению ФИО1, 22 августа 1981 года рождения, проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как мать лишена родительских прав, отец находится в местах лишения свободы, что подтверждается решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 27 ноября 1985 N722.
Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 27 ноября 1985 N722 опекуном ФИО1 назначена ее тетя ФИО5, жилое помещение за ФИО1 не закреплялось. дата ФИО1 обратилась в Администрацию Ленинского района ГО г. Уфа РБ с заявлением о постановке ее на учет на получение жилого помещения по категории дети-сироты. Решением заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ от дата N... ФИО1 отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с ее обращением после достижения 23 летнего возраста.
Полагает, что отказ не может быть законным и обоснованным, поскольку ФИО1, дата года рождения, не подала заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в компетентные органы в соответствующий срок в силу юридической неграмотности, а также вследствие того, что обязанность в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на орган опеки и попечительства и на опекуна, которые от исполнения данной обязанности самоустранились, с соответствующим заявлением в интересах ФИО1 своевременно не обратились.
Кроме того, ФИО1 в период с 1998 по 2001 год обучалась в Башкирском медицинском колледже, с 2001 по 2009 год обучалась в Башкирском государственном медицинском университете и ухаживала за своими малолетними сыновьями ФИО6, дата года рождения, ФИО7, дата года рождения.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирована и проживает в жилом помещении, предоставленном ФИО5 Администрацией ГО г. Уфа на основании договора социального найма от дата N... по адресу: адрес каких-либо прав на иное жилое помещение не имеет.
ФИО1 относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на момент опекунства за ней не закреплялось какое-либо жилье, соответственно до достижения 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не была поставлена на учет по независящим от нее причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства и опекуном, обязанностей по защите ее жилищных прав, по разъяснению ей права на получение жилья в льготном порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО8, просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обосновании жалобы указывает, что судом не было принято во внимание, что ФИО1 не представила в Администрацию Ленинского района документы, свидетельствующие о нуждаемости в предоставления жилого помещения. ФИО1 является членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения ФИО1, полагавшей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора ФИО9, поддержавшей решение суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется в силу следующего.
Принимая во внимание предмет и основания иска, суд первой инстанции при разрешении дела руководствовался статьями 7, 40 Конституции Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Так, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 1 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Исходя из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как мать лишена родительских прав, отец находиться в местах лишения свободы, что подтверждается решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 27 ноября 1985 N722.
Согласно справке о рождении N 745 от 17 июля 2001 года отцом ФИО1 указан ФИО2. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от дата N... опекуном ФИО1 назначена ее тетя ФИО5, жилое помещение за ФИО1 не закреплялось.
дата ФИО1 обратилась в Администрацию Ленинского района ГО г. Уфа РБ с заявлением о постановке ее на учет на получение жилого помещения по категории дети-сироты.
Решением заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ от 26 апреля 2017 года N... ФИО1 отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с ее обращением после достижения 23 летнего возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, ФИО1, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своим правом на обеспечение жилым помещением до достижения им возраста 23 лет не воспользовалась, сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права в материалы дела не представлено, в связи с чем пришел к выводу, что нарушенное право ФИО1 подлежит восстановлению, а исковые требования прокурора Ленинского района г.Уфы Республики Башкортотсан подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности данного вывода, поскольку принятое по делу решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе были известны суду первой инстанции, проверялись им, обоснованно не приняты во внимание, как направленные на иное, ошибочное толкование норм материального права, и на неверную оценку фактических обстоятельств дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, превышение возрастного ценза, в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из обстоятельств дела, конкретной ситуации и, учитывая, что право прямо предусмотренное законом, не было реализовано ФИО1 в отсутствие ее вины.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, который реализуя конституционные полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Г.Д. Вахитова
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья Идиятова Н.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.