Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А,
судей Александровой Н.А,
Латыповой З.Г.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова М.Л. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, по апелляционным жалобам Маркова М.Л. и Министерства финансов РФ на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Латыповой З.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марков М.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ о компенсации морального вреда причиненного незаконным уголовным преследованием.
Исковые требования мотивированы тем, что приговором Верховного Суда Республики Башкортостан от дата он признан виновным в совершении 5 преступлений (эпизоды N... ) предусмотренных пп. "а,б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ за каждое из которых ему назначено наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей. Кроме того, он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 3 ст. 228.1 УК РФ. Окончательно назначено на основании ч.3 ст. 69 УК РФ 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом 200 000 рублей. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от дата приговор Верховного Суда РБ от 22.12.2014 г. в отношении Маркова М.Л. в части осуждения его за 5 преступлений, предусмотренных пп. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ отменен, на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование Маркова М.Л. постановлено прекратить ввиду непричастности его к совершению данных преступлений, за ним признано право на реабилитацию. Постановлено считать Маркова М.Л. осужденным по ч.1 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 3 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы сроком 6 лет 6 месяцев. Ему направлено извещение как реабилитированному о порядке возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием. Он утверждает, что незаконным уголовным преследованием было нарушено его право на уважение чести и достоинства, ему был причинен моральный вред, он испытал нравственные страдания.
Марков М.Л. просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны компенсацию морального вреда за каждый из четырех эпизодов ( N... ) незаконного осуждения в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ в сумме 1 842 849 рублей 79 копеек, а всего в сумме 7 371 399 руб. 16 коп.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г. постановлено: "Исковые требования Маркова М.Л. к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ о компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Маркова М.Л. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием: по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ (эпизод N... от дата) в сумме 40 000 рублей; по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ (эпизод N... от дата) в сумме 40 000 рублей; по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ (эпизод N... от дата) в сумме 40 000 рублей; по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ (эпизод N... от дата) в сумме 40 000 рублей; Всего в общей сумме 160 000 рублей. В остальной части исковые требования Маркова М.Л. оставить без удовлетворения".
В апелляционной жалобе Марков Л.М. просит решение суда изменить в части назначения размера компенсации морального вреда по мотиву незаконности и необоснованности, полагая, что его исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ также просит изменить решение суда, уменьшив размер компенсации морального вреда, полагая размер компенсации не соответствующим требованиям разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав Маркова М.Л, его представителя Кустовского М.С. с использованием системы видеоконференц - связи, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
При рассмотрении дела судом установлено, что приговором Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2014 г. Марков М.Л. признан виновным в совершении 5 преступлений (эпизоды N... ) предусмотренных п.п. "а,б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ за каждое из которых ему назначено наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы, в совершении -преступления предусмотренного ч.1 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 3 ст. 228.1 УК РФ за которое ему назначено наказание в 6 лет 6 месяцев лишения свободы. Окончательно назначено на основании ч.3 ст. 69 УК РФ 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом 200 000 рублей.
Этим же приговором Марков М.Л. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 210 УК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
Из приговора Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2014 г. также следует, что Марков М.Л. содержался под стражей с дата по дата.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от дата приговор Верховного Суда РБ от дата в отношении Маркова М.Л. в части осуждения его за пять преступлений (эпизоды N... ), предусмотренных пп. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ отменен, на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование Маркова М.Л. постановлено прекратить ввиду непричастности его к совершению данных преступлений, признать за ним право на реабилитацию. Постановлено считать Маркова М.Л. осужденным по ч.1 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 3 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы.
Маркову М.Л. направлено извещение о порядке возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда РБ от 30 января 2017 года частично удовлетворены исковые требования Маркова М.Л. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование по одному эпизоду ( N... ) преступления, предусмотренного п.п "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ, взыскана компенсация морального вреда в сумме 200 000 рублей.
Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 18 мая 2017 года решение Чекмагушевского межрайонного суда РБ от 30 января 2017 года изменено, сумма компенсации морального вреда снижена до 50 000 рублей, в остальной части решение суда оставлено без изменений.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
По смыслу положений уголовно - процессуального законодательства, регулирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве лицо, необоснованно подвергнутое уголовному преследованию и в отношении которого вынесен оправдательный приговор, имеет право на компенсацию морального вреда по каждому преступлению, по которому он был оправдан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 (ред. от 06.02.2007 г.) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера, и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8).
При определении размера компенсации морального вреда судом первой инстанции были учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, свидетельствующие об объеме и степени страданий истца, а именно: суд учел обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, о том, что длительное время (в период с мая 2011 года по декабрь 2014 года) подвергался незаконному уголовному преследованию по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "а", "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ (эпизоды N... ), с дата и по день вынесения апелляционного постановления Верховного Суда РФ от дата был незаконно осужден, степень нравственных страданий, причиненных уголовным преследованием в данной части, данные о личности истца, конкретные обстоятельства настоящего дела, а также требования разумности и справедливости. Судом также учтено, что Марков М.Л. осужден и отбывал наказание за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 3 ст. 228.1 УК РФ, в связи с чем обоснованно посчитал подлежащим взысканию компенсацию морального вреда в общей сумме 160 000 рублей.
Вопреки утверждениям апелляционных жалоб о несогласии с размером компенсации морального вреда при определении суммы компенсации морального вреда судом были приняты во внимание характер причиненных потерпевшему нравственных страданий с учетом всех фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и его индивидуальных особенностей. Размер определенной судом компенсации морального вреда соответствует требованиям ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ о разумности и справедливости.
С учетом исследованных материалов дела, а также дополнительных доказательств из материалов уголовного дела N... по обвинению Маркова М.Л. и других, оснований для изменения размера компенсации морального вреда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 -329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2017 г. - оставить без изменения, апелляционные жалобы Маркова М.Л. и Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий З. А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
З.Г. Латыпова
Справка: судья Валиуллин И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.