Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е.
судей Васильевой Г.Ф,
Сагетдиновой А.М.
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Баширова А.Р. на решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от 09 января 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Баширова А.Р. к Администрации Калининского района ГО города Уфа о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баширов А.Р. обратился в суд с иском к Администрации Калининского района ГО г. Уфа о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи от "... " он является собственником квартиры по адресу: "... ", общей площадью "... " кв.м. В квартире зарегистрированы и проживают, он и члены его семьи: жена Баширова К.А, сын Баширов Д.А. и отец Баширов P.P. На долю каждого из проживающих в квартире приходится площадь жилого помещения менее учетной нормы установленной в размере "... " кв.м на одного человека. "... " истцом в адрес ответчика было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако "... " в постановке на учет было отказано ввиду преднамеренного ухудшения жилищных условий и обеспеченностью учетной нормой на одного члена семьи. Полагает, что его права были нарушены, так как на момент подачи заявления число проживающих в квартире составляет четыре человека, и регистрация отца в квартире совместно с семьей является вынужденным обстоятельством, а не преднамеренным ухудшением жилищных условий. Просил суд признать отказ в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необоснованным и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Баширова А.Р, ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что регистрация его отца Баширова P.P. по месту жительства носила вынужденный характер, поскольку постоянного места жительства у него не имелось, другого жилья не имеется, в настоящее время они проживают вместе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Баширова А.Р, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно части 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что истец Баширов А.Р. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: "... ", принадлежащей ему на праве собственности.
Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы его жена Баширова К.А, сын Баширов Д.А. и отец Баширов P.P, что подтверждается справкой о составе семьи от "... " (л.д. 10).
Истец обратился в Администрацию Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг.
"... ", Администрация Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан приняла решение об отказе Баширову А.Р. и членам его семьи во включении в состав участников указанной программы в связи с тем, что зарегистрировав по своему месту жительства отца истец ухудшил свои жилищные условия (л.д. 6-7).
Отец истца Баширов P.P. с "... " по "... " был зарегистрирован по адресу: "... " жилом доме сестры.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Баширова А.Р. по вселению отца Баширова Р.Р. в жилое помещение по адресу: "... ", намеренно ухудшили его жилищные условия. Данные обстоятельства, свидетельствует о правомерности отказа ответчиком в постановке истца и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы истца о незаконности решения суда об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в состав которой входит Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы").
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
Согласно пункту 6 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до "... ", а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после "... " по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Решением Совета городского округа г.Уфа РБ от "... " "... " установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее "... " кв.м, общей площади на одного человека.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Исходя из приведенных норм закона, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Баширова К.А, жена Баширова А.Р, является собственником ? доли квартиры по адресу: "... " площадью "... " кв.м, на ее долю приходится "... " кв.м.
Баширов А.Р. является собственником квартиры по адресу: "... ", общей площадью "... " кв.м.
Всего семья Бащировых имеет в собственности "... " кв.м, на каждого члена семьи приходится "... " кв.м, если принять во внимание регистрацию Баширова Р.Р, отца истца, в квартире по "... ", то приходится на долю каждого - "... " кв.м, в обоих случаях приведенный размере доли является более учетной нормы в размере "... " кв.м.
В суде апелляционной инстанции Баширов А.Р. подтвердил, что его семьи малоимущей не признана.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах отказ Администрации Калиниского района ГО г. Уфы о включении Баширова А.Р. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2015-2020года в Республике Башкортостан является обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от 09 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Баширова А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Е. Фролова
Судьи: Г.Ф. Васильева
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Давыдов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.