Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зуевой С.М.
судей Кузьменка А.В, Мащенко Е.В.
при секретаре Апариной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 марта 2018г. дело по апелляционной жалобе представителя Федотовой Н.А. Баранихиной Н.Ю. на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12 декабря 2017г, которым отказано в удовлетворении исковых требований Федотовой Натальи Александровны о признании права собственности.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В, объяснения представителя Федотовой Н.А. Баранихиной Н.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федотова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на индивидуальный жилой дом, в котором с учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.72) просила признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 25, 2 кв.м, кадастровый N.
В обоснование иска указано, что жилой дом возведен в 1945 году ФИО ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ФИО заключен договор купли-продажи жилого помещения, в соответствии которым жилое помещение ("барка") перешел в собственность ФИО, которое по наследству перешло ФИО Истец в 1983 году приняла наследство после смерти ФИО, состоящее из частного дома, расположенного по адресу: "адрес".
В указанном доме истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, регулярно производит текущий ремонт, оплачивает коммунальные услуги. В 1983 года возвела еще один жилой дом, баню, четыре сарая и навес. В июле 2012 года изготовлен технический паспорт домовладения, присвоен кадастровый N. В сентябре 2015 года для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок истец обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска Управление по земельным ресурсам. Согласно ответу земельный участок будет предоставлен после регистрации права собственности на жилой дом. Управлением Росреестра по НСО истцу отказано в государственной регистрации права на жилой дом в связи с тем, что отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии у истицы права собственности на жилой дом.
Согласно техническому заключению ООО "Заря" по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", несущие и ограждающие строительные конструкции указанного жилого дома находятся в работоспособном состоянии, недопустимых дефектов и повреждений не обнаружено. Аварийных конструкций, угрожающих жизни и здоровью людей, на момент обследования не обнаружено. Строительные конструкции жилого дома не представляются опасными для жизни и здоровья людей.
Жилые помещения жилого дома отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", действующим на территории РФ, обеспечивающим безопасные для жизни и здоровья людей условия постоянного проживания. Размещение жилого дома на земельном участке соответствует требованиям СП 42.13330. 2011 Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство". Планировка и застройка городских и сельских поселений", СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства". Жилой дом соответствует действующим противопожарным нормам и правилам.
Таким образом, истец полагает, что возведение жилого дома не нарушило права и охраняемые законом интересы других лиц.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен представитель Федотовой Н.А. Баранихина Н.Ю.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что спорный жилой дом приобретен семьей истицы до вступления в действие Земельного кодекса РФ. Суд не исследовал то обстоятельство, что в фактическом пользовании истицы находится жилой дом на правомерно используемом земельном участке, приобретенным ее отцом в результате сделки, которая была совершена до 1990 года, следовательно, у нее возникло право постоянного бессрочного пользования земельным участком.
Также суд не принял во внимание, то обстоятельство, что права на спорный дом перешли к истице от отца в порядке наследования. То обстоятельство, что в установленном порядке наследственные права истицы оформлены не были, не может являться препятствием к признанию ее наследником, поскольку истица фактически приняла наследство. Каких-либо ограничений в пользовании спорным земельным участком у истицы не было. До настоящего времени никто не оспорил право истицы на спорный жилой дом, она приняла наследство, пользуется домом.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания приобретения права собственности перечислены в статье 218 ГК РФ. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу положений ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В качестве обоснования требований истцом представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО (отец истца) приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: г "адрес" у ФИО (л.д. 13 копия). Так же истец указывает, что возвела еще один дом.
Спорное строение является самовольной постройкой, что следует не только из сообщения Управления Росреестра по НСО (л.д.3) техпаспорта (л.д.27), но из текста договора от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13), где указано, что "барак стоит не на плановом месте".
В связи с изложенным, как правильно указал суд 1-ой инстанции, истец, обосновывая исковые требования и возводя на земельном участке строения, описанные ею в иске, не могла не знать о том, что земельный участок не предоставлялся.
Так же из договора (л.д. 13) следует, что денежные средства в оплату покупки оплачиваются по отдельной расписке, которая суду не представлена.
Кроме того, истцом не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств принадлежности продавцу дома и участка, в т.ч. доказательств того, что указанное лицо возвело дом, либо приобрело его у уполномоченного лица.
Таким образом, установить кем, когда, за чей счет возведена постройка, следовательно, правомочен ли был продавец ФИО продавать строение отцу истца не представляется возможным, а следовательно, нельзя установить имеет ли истец основания для предъявления иска о признании права собственности в порядке наследования, при том, что доказательств принятия наследства после смерти отца в установленном законом порядке так же не представлено..
Представленные истцом суду доказательства опровергают доводы истца о том, что земельный участок, на котором расположено указанное самовольное строение, принадлежит ему на праве собственности, а земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении, либо в постоянном (бессрочном) пользовании, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания права собственности на самовольную постройку.
Наличие положительного заключения о техническом состоянии объекта не может быть признано судом в качестве основания для признания за истцом права собственности на самовольную постройку без решения вопроса о выделении земельного участка на указанных выше основаниях.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Так же следует учитывать, что при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка, суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
В материалы дела ответчиком представлены доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.64) органом местного самоуправления издано постановление N, согласно которого утвержден акт о выборе земельного участка для строительства ООО "Монолит" многофункционального культурно-развлекательного комплекса с автостоянкой, в границах которого расположен спорный объект, т.е. земельный участок предназначен не для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в РФ подразделены по целевому назначению на категории.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГсК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГсК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГсК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГсК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГсК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Доводы апеллянта о том, что дом находится на территории, на которой расположены иные частные дома, не подтверждены соответствующими доказательствами и не могут повлиять на решение по делу.
Кроме того, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном статьями 37, 39, 40 ГсК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо.
Довод апеллянта о том, что дом располагается на предоставленном в установленном порядке земельном участке, опровергается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13). Как усматривается из данного договора, барак располагается не на плановом месте, и доказательств обратного истцом не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы, также не могут повлиять на законное решение суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12 декабря 2017г.в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федотовой Н.А. Баранихиной Н.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.